Почему верующие боятся критики?

Достаточно ли веры(Бог у меня в сердце)?
Ответить
Аватара пользователя
Ксения
протопатриот
Сообщения: 1455
Зарегистрирован: 13 мар 2007, 20:22
Контактная информация:

Почему верующие боятся критики?

Сообщение Ксения » 30 апр 2011, 10:34

Почему верующие боятся критики?
Свердлов Дмитрий, свящ. http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/2985/

Критика Церкви – почему верующие воспринимают ее так болезненно и часто предпочитают закрыть глаза на горькую правду?


На самом деле православные боятся, когда критикуют Церковь. Отдельные редкие представители Церкви относятся к критике спокойно, иногда даже доброжелательно.

Но в основном верующие боятся. И оттого срываются в ответ на крик и на обиды. Кричат на разных языках, от незамысловатого «сам такой!» до интеллигентного «вам не хватает компетентности». Крик – основное настроение реакции на критику.

Оппонент бьет сразу наотмашь, или переходит тут же на личности… Обвинения собеседнику «еретик», «обновленец», «филокатолик» – сыпятся с частотою междометий. Итог дискуссии легко подводит приговор «жидомасон».

Такая картина рисуется не только в интернете. Официальную церковную печать делают люди все-таки образованные и сдержанные, а вот в околоцерковной прессе нравы те же. Обвинения и анафемы, бывает, летят и с амвонов – там, где можно было бы в ответ на критику обойтись всего лишь укоризненной улыбкой.
Биолог скажет, что крик – это во многих случаях реакция на боль. Или на страх возможной боли. Что же болит у православных, когда они слышат критику в адрес Церкви? И чего они, в таком случае, боятся? Откуда эта боязнь разговаривать? Рассуждать? Обсуждать? Слушать, в конце концов?

Доброты, мудрости, силы очень мало в такой позиции. Именно силы. Добрый и сильный человек не боится, что у него отнимут дорогое. А слабый, даже если угроза мнимая, начинает кричать, плеваться и царапаться. Сильный православный знает, что главного у него никто не отнимет. Никто не отнимет у человека Бога, отношений с Богом. Никто не сможет отнять у человека Церковь, которая есть Царство Небесное, и которая «внутрь нас есть».

Я понимаю, когда верующий человек может обидеться на оскорбление святыни. Расстроиться, обидеться и даже дать сдачи. Этическая нормальность контрреакции в данном случае под вопросом, но понять человека, конечно, можно. Однако мы сейчас говорим не об оскорблениях, а именно о критике. Мне трудно разделить реакцию человека, который начинает кричать в ответ на критику. Когда же православный кричит, потому что критику воспринимает как оскорбление – это тоже наводит на размышления.

Слабый человек кричит и ругается, когда на самом деле может потерять. Что могут потерять от критики Церкви православные? Интересный вопрос…

Ну, во-первых, наверное, они могут потерять некоторую иллюзию душевного покоя, если столкнутся с мотивированными претензиями. Иллюзорный душевный покой внутри церковной ограды возникает, думаю, у тех, кто в Церковь сбегает от жизни.

Да, есть такой типаж. Человеку сложно жить – он слаб, страстен или невротичен – и в бытовом православии он находит тихую гавань, несложные ответы на абсолютно любые вопросы, гуру, распорядок и даже ритуал жизни («молиться, поститься и слушать радио «Радонеж»).

Такая система взглядов и практика такой «бытовой религии» не всеобъемлюща и не исчерпывает Православия, и может выступить лишь временным анальгетиком. «Тихая гавань» бытовой религиозности не предполагает того, что путь в Царство Небесное требует Ведения, которое, в частности, подразумевает и масштабное человеческое знание. Не предполагает того, путь к Богу – это путь бесконечного восхождения, постоянного поиска, поиска Истины, поиска способности различения Добра и зла… Не предполагает того, что любая остановка на этом пути – это уже уклонение от Пути. Того, что анальгетик – это не терапия.
Но для уставшего, и больного, главное, слабого человека всё это не значимо. И его тоже можно понять: ни с того, ни с сего в «тихую гавань» врывается хирург и пытается у него отнять обезболивающее. Как тут не закричишь?

Иллюзии питаются мифами, а православное сознание часто мифологично, увы. Посягательство на миф в результате критики (часто это происходит на стыке того, что называет себя верой и того, что называет себя исторической наукой) вызывает угрозу внутренней духовной стабильности. И пусть эта стабильность покоится на иллюзии, но тревожно же расставаться с синицей в руке. Выход из покоя иллюзии в мир поиска и борьбы за Истину и свою душу в Истине опасен и холопотен – не каждый, найдя временный покой, может отважиться на такое. Отсюда, опять же, крик.

Я бы на месте православных братьев и сестер не тревожился и не спешил бы тянуться к вербальному кольту, встречаясь с критикой. Ну, не согласен кто-то. Ну, покритиковал. Ну, пусть даже уличил. Ну, даже если и наехал. И что?

Богу, Христу, Церкви – никакая критика повредить не может. Никакая. Никогда. За Христа переживать не стоит. Он справится с любой критикой, и не с такой уже справлялся. На то и Бог.

Людям повредить? Людям да, наверное, может… Но еще больше могут повредить людям истерические ответные выкрики и окрики с нашей стороны. Ведь люди от нас чего ждут? Люди – и внешние и внутренние, церковные; от нас – от владеющих властью и словом. Чего? Собственно, того, что нам заповедовал Христос. Мудрости. Любви. Терпения. Умения разговаривать. Умения слушать. Пастырства. И когда люди не могут этих – таких очевидных – добродетелей увидеть от нас, они перестают видеть в нас, в церковных людях, Церковь. Вот тогда и происходит анти-проповедь.


Еще одна неконструктивная вещь происходит, когда церковный человек встречается с критикой: за критикой Церкви он может ощутить личное посягательство, угрозу в свой собственный адрес. Такую возможность предоставляет распространенный удобный симбиоз церковности и эгоизма.

Это случается, когда человек, принадлежащий к церковной культуре, возможно, даже к церковной духовности, на самом деле, под видом защиты Церкви от критики защищает себя, свой эгоизм, свой личный мировоззренческий выбор. Выглядит это как борьба против зла. На самом деле человек охраняет персональный мирок, завернутый волею судеб (не хочется здесь писать – «волей Божией») в церковную оболочку. При иных жизненных обстоятельствах выбор мог бы быть сделан не в пользу Церкви, а в сторону йоги или политической активности, например, либерального толка. И, соответственно, угроза фундаменту неизбежно предполагает угрозу стабильности личности. И чтобы почва не ушла из-под ног, человек бросается на борьбу, на защиту – но не Христа, нет – себя самого. Это – он, эгоизм, который поднимает на знамя Спасителя, для того, чтобы защитить себя. Вроде кажется, что я защищаю Христову Церковь, но нет, я защищаю свою личную церковь, церковь, в которую я вхожу. Вроде кажется, что я защищаю Христовы нормы жизни, но нет, я защищаю свои представления о правильной жизни. Да, они совпадают, на каком-то отрезке. Но важна не фразеология, а мотив. Мотив же – или обезопасить себя, или распространить свой контроль на окружающих через насаждение собственных взглядов. Всего лишь совпадающих с христианством.

Горделивое срастание своего «я» с церковностью – но не с Церковью и не с Богом – особенно часто случается у людей, долго живущих в Церкви, может быть, посвятивших Церкви значительную часть жизни. Может быть, есть такое у священников с большим пастырским стажем. Здесь любой выпад, который на самом деле больше личный, наоборот, интерпретируется как деяние против всей Церкви. Попытка разобраться в церковных финансах в какой-то конкретной ситуации – гонение на всю Церковь, попытка разобраться в системе администрирования Церкви – опять гонение на полноту Православия, недоумение по поводу содержания проповеди – гонение на Христа. «Я служитель Церкви Божией, критика в мой адрес – это хула на Церковь Божию». При таком подходе никакое недоумение по поводу содержания церковной жизни в принципе не может быть конструктивно услышано.
Природа этого гнева, кстати, может корениться в самой церковности гневающегося: бремя постов, молитвенного правила, разнообразного самоограничения вполне может быть неосознанно неприятна человеку. Протест против вроде как необходимых рамок церковной жизни копится внутри, копится гнев – а потом вырывается наружу. И получается, что «праведник» на самом деле бесится (в прямом и переносном смысле) от своей «праведности»… Да-да, причудливо самоорганизуется мир человеческих страстей.

Печально еще вот что: когда церковные люди защищают честь мундира. Даже не столько печально, сколь неэффективно. Бесполезно говорить, что попы не ездят на «Мерседесах», если они все-таки ездят. Глупо, когда поп на «Мерседесе» говорит, что он ездит на «Жигулях». Пошло, когда поп на «Мерседесе» говорит, что «на то есть Божие благословение». И совсем грустно, когда поп на «Жигулях» говорит, что попов на «Мерседесах» не бывает. Бывает… Что ж, ну есть стяжательство в Церкви. Было, есть и будет. Ну кто ж об этом не знает? Отрицающий очевидное дискредитирует и себя, и все то, что за ним стоит.

В реакциях на критику в адрес Церкви у верующих есть свои отработанные, излюбленные приемы. Частый, я его уже называл – «сам дурак». Другой, его уже тоже упоминали – кричать «гонения!», как только подует сквозняк из форточки.

Важно для церковного человека видеть и следующее: люди, критикующие Церковь, отдельные стороны церковной жизни или каких-то церковных деятелей – они далеко не всегда мотивированы ненавистью к Церкви или ко Христу. Напротив! Очень часто они мотивированы поиском Истины, и в неприятной для нас критике они просто ищут ответы на важные для себя вопросы. Ничего личного, как говорится. Это понимание – принципиальный момент для верующего человека, этот момент определяет формирование внутреннего духовного мира и обеспечивает возможность мирного диалога. Или, как минимум, просто помогает избежать вражды.
Можно подумать, что если Церковь не будет выглядеть красиво, это промешает кому-то стать церковным человеком. Это тоже ошибка: войдя в Церковь, он все равно увидит все те проблемы, которые мы пытались не афишировать. И тогда произойдет расцерковление. Злопыхатели были всегда, и всегда будут преследовать нас. Нам они не могут сделать хуже, чем уже бывало. Да и вообще – с нами же Бог. Если так – то какой нам критики бояться?..

о.Александр
издатель
Сообщения: 655
Зарегистрирован: 08 окт 2009, 14:46
Контактная информация:

Сообщение о.Александр » 30 апр 2011, 11:09

хорошие качества человека -- это умение воспринимать критику в свой адрес и иметь самоиронию = об этом нам студентам говорил митрофорный протоиерей, доктор филол. наук и кандидат богословия, чем и сам обладал!

KonstMin
бывалый
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 20:16
Контактная информация:

Сообщение KonstMin » 08 май 2011, 19:06

Все обычные люди не любят критики и боятся её в силу того, что она сокрушает хорошее их о себе мнение.
Если верующие - обычные люди, имеющие в себе гордость, хотя и обретщие веру, то как они могут не бояться критики?
Или верующие - люди необычные, не гордые?

sluchangost
бывалый
Сообщения: 127
Зарегистрирован: 04 апр 2011, 21:36
Контактная информация:

Сообщение sluchangost » 08 май 2011, 19:15

"Критика-это не девица, ее не надо любить, ее надо воспринимать"
Так говорила мне моя бабушка. Царство ей Небесное!

KonstMin
бывалый
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 20:16
Контактная информация:

Сообщение KonstMin » 08 май 2011, 19:49

sluchangost писал(а):"Критика-это не девица, ее не надо любить, ее надо воспринимать"
Так говорила мне моя бабушка. Царство ей Небесное!
Ваша бабушка была, несомненно, христианка, даже если не ходила в церковь, то потенциально.

sluchangost
бывалый
Сообщения: 127
Зарегистрирован: 04 апр 2011, 21:36
Контактная информация:

Сообщение sluchangost » 08 май 2011, 19:58

Часто ходила в храм и по мере возможности помогала чем могла в храме. Лично для меня была во многом примером...

Афанасий
писатель
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 20 фев 2011, 23:32
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Афанасий » 08 май 2011, 20:51

о.Александр писал(а):хорошие качества человека -- это умение воспринимать критику в свой адрес и иметь самоиронию = об этом нам студентам говорил митрофорный протоиерей, доктор филол. наук и кандидат богословия, чем и сам обладал!
С критикой помириться проще, сложнее с критиканством.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

о.Александр
издатель
Сообщения: 655
Зарегистрирован: 08 окт 2009, 14:46
Контактная информация:

Сообщение о.Александр » 09 май 2011, 16:47

бояться критики?
бояться и умение её воспринимать
то умение воспринимать критику в свой адрес
разные вещи?
она немного отрезвляет от самодовольства своими изречениями и т.д.
критиканством.
можно конкретнее? я понял о чем Вы, удостовериться хочется правильно ли я понял!

Афанасий
писатель
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 20 фев 2011, 23:32
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Афанасий » 09 май 2011, 17:30

о.Александр писал(а):можно конкретнее? я понял о чем Вы, удостовериться хочется правильно ли я понял!
Критика всегда несет в себе позитивный потенциал. Это всегда стремление разобраться в вопросе и доброжелательно отметить слабые места в воззрениях оппонента.
Критиканство же всегда направлено на не на воззрения человека, а на самого человека, стремление унизить его и потоптаться на его костях, на его ошибках. Критиканство это всегда агрессия и своей целью имеет самовозвышение.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

о.Александр
издатель
Сообщения: 655
Зарегистрирован: 08 окт 2009, 14:46
Контактная информация:

Сообщение о.Александр » 09 май 2011, 18:19

"Придирчивая, но поверхностная и огульная критика" из интернета.
не знал что такой термин существует.
Это всегда стремление разобраться в вопросе и доброжелательно отметить слабые места в воззрениях оппонента.
мне кажется немного утопично?!

Афанасий
писатель
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 20 фев 2011, 23:32
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Афанасий » 09 май 2011, 18:41

о.Александр писал(а):]Это всегда стремление разобраться в вопросе и доброжелательно отметить слабые места в воззрениях оппонента.
мне кажется немного утопично?![/quote]Когда для себя вывел отличие критики от критиканства, интернета у нас ещё не было.

Немного утопично?! Тогда и Бог ведь немного утопичен.
Если смотреть внешне.
Читаю отцов и не вижу у них злобства по отношению к ошибкам хотя и жесткие выражения иногда употребляют. Но эти свои суждения всегда подтверждают здравыми рассуждениями не по отношению к личностям но по отношению к их воззрениям.
Разве не так?
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

о.Александр
издатель
Сообщения: 655
Зарегистрирован: 08 окт 2009, 14:46
Контактная информация:

Сообщение о.Александр » 11 май 2011, 17:24

на то они и святые!
будем стремиться к такой планке!

Афанасий
писатель
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 20 фев 2011, 23:32
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Афанасий » 11 май 2011, 19:05

о.Александр писал(а):на то они и святые!
будем стремиться к такой планке!
Не вижу, кроме нашей гордыни, к этому препятствий.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Аватара пользователя
Аннушка
был не раз
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 19 июл 2011, 20:17
Откуда: Саратовская область
Контактная информация:

Сообщение Аннушка » 30 июл 2011, 21:07

К теме о критике хочу рассказать одну историю. У нас в Храме все батюшки когда служат, все читают очень четко, каждое слово можно разобрать. А тут пришел новый батюшка - служит, как пчелка жужжит, ничего не понять. И вот я попала к нему на исповедь. Молитвы перед исповедью он вообще прочитал, отвернувшись от нас и молча. Стою после исповеди, мне так неудобно за батюшку, думаю, вдруг кто первый раз пришел, будет осуждать или, хуже того, смеяться. Да и , признаться честно, самой смешно. После исповеди он вышел в коридорчик, ждет, вдруг кто еще на исповедь придет. Я набралась смелости, подошла к нему, говорю: "Батюшка, простите меня, пожалуйста, но по слову Апостола... (тут я привела ему точную цитату, тогда помнила, а сейчас и не помню и найти не могу - о том, что надо друг друга поправлять, тогда будем настоящими друзьями) Вы уж, пожалуйста, читайте молитвы понятно, и перед исповедью читайте их для нас, мы ведь тоже помолиться хотим. Простите еще раз". Батюшка смутился, но сказал: "Это я, чтобы ходу службы не мешать" (у нас исповедуют во время утренней службы). И я пошла дальше на службу. Батюшка, кажется, не обиделся, и, надеюсь, не будет обижаться, если это прочитает, но теперь на службе всегда все понятно, особенно когда батюшка меня видит. :) Кстати, что интересно, меня тогда так и подмывало ему все это сказать, и цитата так живо в голове всплыла, хотя я с цитатами вообще не дружу, не помню их.

sluchangost
бывалый
Сообщения: 127
Зарегистрирован: 04 апр 2011, 21:36
Контактная информация:

Сообщение sluchangost » 30 июл 2011, 23:36

"...обличай премудра, и возлюбит тя" Видимо этот случай :)

Аватара пользователя
Аннушка
был не раз
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 19 июл 2011, 20:17
Откуда: Саратовская область
Контактная информация:

Сообщение Аннушка » 31 июл 2011, 00:04

sluchangost писал(а):"...обличай премудра, и возлюбит тя" Видимо этот случай :)
Вот-вот, спасибо за цитату. А батюшка хороший, кроткий такой.

sluchangost
бывалый
Сообщения: 127
Зарегистрирован: 04 апр 2011, 21:36
Контактная информация:

Сообщение sluchangost » 31 июл 2011, 00:06

Помоги ему Господи в столь нелегком подвиге как священство!

Афанасий
писатель
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 20 фев 2011, 23:32
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Афанасий » 31 июл 2011, 01:53

sluchangost писал(а):"...обличай премудра, и возлюбит тя" Видимо этот случай :)
Да. "Непремудра" уж точно обличать не нужно. Только вред принесёшь.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Натка
протоветеран
Сообщения: 1020
Зарегистрирован: 02 авг 2007, 11:19
Контактная информация:

Сообщение Натка » 19 авг 2011, 23:36

:)

Ирина
писатель
Сообщения: 211
Зарегистрирован: 14 мар 2007, 13:13
Контактная информация:

Сообщение Ирина » 20 авг 2011, 22:44

Натка писал(а)::)
О! Натка появилась! Рада. :)

Ответить

Вернуться в «Путь ко спасению»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 44 гостя