Отношение Православия к искусству.

Достаточно ли веры(Бог у меня в сердце)?
Ответить
Михаил

Сообщение Михаил » 19 июн 2007, 21:54

НЕ было бы христианства, не было бы и искусства, не было бы созидания и в науке, не летали бы в космос, а стреляли бы до сих пор в рыбу из лука, и дрались бы на палках.
Тема очень ёмкая, явно не для форума.
Искусство и религия это двигатель вселенной, я имею в виду искусство высокое и не извращённое, архитектура, живопись, музыка, (кинематограф тоже искусство, Вы когда-нибудь видели такие фильмы, что "за душу берут", после которых одно желание - созидать) и т.п., оно может выражаться в науке и любой простой работе.
Но есть, конечно, разновидности искусства одного дня, например мода, это всё извращения и очень далеко от христианства.
Возможность творчества, это единственное, что нас отделяет от животных и приблежает к Богу.
Любое творчество только тогда от Бога, нужно и осмысленно, если оно ведет к живому человеку, на благо ему.

Любовь помогает творить.
Творчество ведёт к любви.
Бог - есть любовь.

Такая вот последовательная цепочка на мой взгляд.

dysha
бывалый
Сообщения: 98
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 08:06
Откуда: Россия
Контактная информация:

Сообщение dysha » 20 июн 2007, 12:56

Здесь просто нужно разделить два понятия: искусство и творчество. И обратиться, в свою очередь, к русскому языку. Искусство - идет от слова искус, ис куска, то есть отделяемся от части чего-то. То есть отдаем часть того куска, который в тебе. Действительно, отдаем грехи.
А вот творчество - от слова творить, Творец. Само за себя говорит. Мы же не говорим "духовное искусство", а говорим "духовное творчество". Мне кажется, что творчество - это от Бога....
А вот искусство.. Это когда научился ремеслу и просто штампуешь по шаблону. Творчество - от вдохновения (духовения, Духа), а искусство от искушения.
Поэтому, творите и смотрите на творчество...)))
Душа обязана трудиться

Михаил

Сообщение Михаил » 20 июн 2007, 13:45

dysha писал(а):Здесь просто нужно разделить два понятия:
искусство и творчество.
Я думаю разделять ничего не нужно, просто надо говорить
искуство творить .....,
искусно творить ....,
где-то в духовной литературе прочёл слова - искуство проповеди (не скажешь ведь - творчество проповеди или обладать творчеством проповеди , обладают обычно искуством творить... :D).
А вообще это всё формализм, главное переданный смысл сказанного.

Михаил

Сообщение Михаил » 20 июн 2007, 14:03

Если уж о быть точным языках.

ИСТОРИЯ СЛОВ
В. В. ВИНОГРАДОВ
(книгу выкладывал в форуме)

Искусство, искус. Хотя в предисловии к пятому тому семнадцатитомного Словаря было выражено стремление редакции к более четкому раскрытию исторической перспективы при определении значений слова, это стремление чаще всего не находит своего полного и убедительного воплощения. Например, в слове искусство отыскиваются три значения, и показываются они в такой последовательности: 1) `творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах' (цитаты из Гоголя, Чернышевского и Ферсмана); 2) `отрасль творческой художественной деятельности' и 3) `умение, мастерство, необходимое для ведения какого-либо дела' (5, с. 470). Здесь возбуждает сомнение и последовательность расположения значений и формулировка исходного, первого значения, основанного на поэтической системе реализма. Историко-лексикографические справки, указывающие на «Лексикон» Поликарпова 1704 г., на «Вейсманнов Лексикон» 1731 г. и на «Российский Целлариус» 1771 г., противоречат семантическому раскрытию предполагаемой или предлагаемой истории значений слова искусство. Характерно, что в «Словаре языка Пушкина» (2, с. 241—242) употребление слова искусство в значении `система приемов, методов в какой-либо практической деятельности' отмечено 52 раза, а в значении `художественное творчество' — 21 раз; вообще же оно встречается 107 раз. Возникает вопрос, можно ли первое значение слова искусство, выдвигаемое семнадцатитомным Словарем в качестве исходного, применить к такому общеизвестному месту из пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери»:

Когда бы все так чувствовали силу

Гармонии! Но нет: тогда б не мог

И мир существовать; никто б не стал

Заботиться о нуждах низкой жизни;

Все предались бы вольному искусству.

Вот некоторые материалы для семантической истории слова искусство.

Морфологические критерии распознавания и выделения древнеславянизмов нередко вступают в конфликт с семантическими, внутренними, формами слова. Несмотря на то, что слово может быть этимологически разложено на древнеславянские морфологические элементы, несмотря на то, что оно носит печать книжности и история его употребления в прошлом тесно связана со стилями книжно-славянской речи, все же квалификация его как старославянизма, славянизма или церковнославянизма может быть грубым историческим анахронизмом. Ко многим словам этого типа скорее приложимо название западноевропеизма на древнеславянской основе.

Слово искусство не отмечено в памятниках древнерусского языка (см.: Срезневский, 1). Но гнездо родственных ему образований восходит, по-видимому, к старославянскому языку. Например, выражение искусы творити встречается в Договоре Олега 912 г., искусы дhяти — πειράξες указано В. М. Истриным в «Хронике Георгия Амартола» (3, с. 14).

Искус в значении `опыт' было широко употребительно в языке древнерусской письменности.

В договоре с греками 945 г. слово искусъ употреблено в значении `истязания, пытки' («аще кто от крестьянъ или от Руси мученьа образомъ искусъ творить». 74); ср. греч. πεĩρα. Не очень точно и достоверно история значений слов и скус и иску с воспроизведены в нашем Словаре (5, с. 466—467).

Ф. И. Буслаев писал: «...вкус и искусство (ис-кус-ство) происходят от одного корня кусити (санскр. куш — experiri). С понятием искусства соединяется мысль об обмане, прельщении, что видно из родственных с ним слов: искусить, искуситель, искушение» (Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка, Л., 1941, с. 176).

Однако это этимологическое толкование слова искусство не соответствует его семантической истории.


Дело в том, что слово искусство создавалось хотя и посредством сцепления книжнославянских морфем, но на совершенно другой семантической и культурно-исторической почве.

В русском литературном языке оно появилось не раньше второй половины XVII в. В русском лексиконе Петровского времени (библ. Акад. наук) слово экспериенциа (лат. experientia, польск. eksperjencja) (`опыт, испытание') поясняется при помощи слова искусство (Смирнов, Зап. влияние, с. 346).

Таким образом, слово искусство возникает не без влияния латинского языка как языка западноевропейской науки и философии (до создания научных языков в странах Западной Европы на национальной основе). У Антиоха Кантемира в примечаниях к переводу сочинения Фонтенелла «Разговоры о множестве миров» (1730): «Экспериэнциа. `Искус, искусство, знание, полученное через частое повторение какого действа'». Ср. в легенде о папе Григории по списку XVIII в.: «Был я в том монастыре, и не захотел в том монастыре жить и пожаловал себе (в) воинском искусстве опробовать» (Гудзий Н. К. К истории легенды о папе Григории // Изв. ОРЯС, 19 (1914), 4, 1915, с. 251).

Последующая семантическая история слова искусство в русском литературном языке XVIII и XIX вв. определяется не только углублением и дифференциацией его значений — применительно к разным сферам труда и творчества, но и меняющимися формами его соотношений с многочисленными кругами связанных с ним слов и лексических рядов: искусный, искуситься и т. п., художество, мастерство и др. под.
:)

p.s. простите меня грешнаго.

Михаил

Сообщение Михаил » 20 июн 2007, 14:19

Например выражение
..искушенный молитвой - говорит о опыте молитвы, можно сказать опытный в искусстве молитвы
..не искушенный взгляд - не опытный взгляд
и т.д.

А не погрязший в искушениях молитвы, или взгляд греховного искусителя.


*********************
Как за что, за всё!
:D

Михаил

Сообщение Михаил » 20 июн 2007, 19:42

Ксения писал(а):Подождите Михаил, разговор ещё не окончен.. :)
Ну тогда - СЛУЖУ ОТЕЧЕСТВУ!
:D

dysha
бывалый
Сообщения: 98
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 08:06
Откуда: Россия
Контактная информация:

Сообщение dysha » 21 июн 2007, 10:04

Например выражение
..искушенный молитвой - говорит о опыте молитвы, можно сказать опытный в искусстве молитвы
..не искушенный взгляд - не опытный взгляд
и т.д.

А не погрязший в искушениях молитвы, или взгляд греховного искусителя.
Вообще-то, на мой взгляд, про такое действо лучше говорить молитвотворчество или молитвотворение. А про людей, проводящих жизнь в молитвах, говорят молитвенник, но никак не искушенный молитвой. Разве не так?
Есть в этом слове, искусство нечто эдакое... режущее слух...
А искушение молитвой имеет место быть в природе. И не всегда это хорошо. Особенно, когда молитва идет не от сердца, а читают ее показушно, дабы показать: Гляньте, какой (ая) я молитвенник. Есть, есть у нас такие христиане, которые по сути и не христиане вовсе, а так... Лишь бы правила все выполнить, а за душой черным-черно...
Вот выдержка из истории мирового искусства. Здесь есть кое-что, на что нужно обратить внимание.
Шедевры человеческого гения - это отражения глубинных тенденций, происходящих внутри общества. Собственно, авторы нетленных произведений, как люди особой духовной конституции, натуры чувствительные, не могут равнодушно наблюдать внутренние процессы, происходящие в обществе - и выплескивают эмоциональный отзвук в своих творениях. Искусство является лишь непредвзятым зеркалом реальности, отражающим все детали и явления с поразительной остротой. История развития искусства отображает историю развития человечества.
Развитие мирового искусства, как и отдельно взятых стран и народностей, идет, как известно, не только по спирали, но и синусоидально. Рассмотрим это на примерах нескольких периодов взлетов и падений культуры. Начнем с самого древнего из известных нам видов живописи - наскальной.

Сначала первобытные художники пытались изобразить гармоничность телосложения охотников и животных, изящество движения, используя имеющиеся в их распоряжении технологии и материалы. Иногда им удавалась это передать достаточно тонко. Затем наступает момент, когда почти изящные формы сменяются какими-то нелепыми точками, черточками и загогулинами. Что это? Внезапное отупение человечества? Вовсе нет. Просто от созерцания внешних красот окружающего живописцы перешли к осознанию мира внутреннего, к осмыслению духовных процессов, происходящих в мире и в них самих. Искусство становится более символичным, реальность воспринимается как символы высшего, божественного начала. Человечество пытается познать Бога, осознать себя и собственное предназначение. Через символы люди воспринимают взаимосвязь духа, души и тела. В это же время зарождаются танцы, театр, первобытная философия.

Новые тенденции в искусстве, спады или падения его становятся своеобразным индикатором общечеловеческого прогресса или регресса в данный конкретный период времени.

Отдых на море - отдых в Коблево. Описания баз отдыха и пансионатов.
Древняя Греция с ее непревзойденной красоты статуями, эпическими поэмами Гомера (или нескольких Гомеров - до сих пор неизвестно доподлинно, то ли слепой певец и впрямь имел место быть в истории греческой литературы, то ли его роль сыграли несколько соавторов-современников поэта), трагедиями Софокла, философией Аристотеля. И наряду с художественным совершенством ярким контрастом - повсеместный разгул, гомосексуализм, возведенный в ранг государственной политики. Расцвет греческого искусства стал его закатом - государство, утопив духовность в пороках, не смогло физически защитить себя от нашествия варваров.

Варвары - римляне, захватившие небывалые по тем временам ценности, поневоле восторгаясь чуждой культурой, приобщаясь к чужому воспитанию, переняли у греков их художественную манеру и, в конечном итоге, политическую и экономическую стратегии, значительно повлиявшие на развитие страны. Строжайшая дисциплина в армии и в стране в целом постепенно сменялась сладостным бездельем, негой и распутством, бессмысленные массовые убийства на аренах цирков добавляли адреналина в спокойное течение крови римских граждан, покорителей мира. Эпоха Возрождения, золотой век итальянского искусства, стал прямым возрождением античности, повторив все его пороки. Италия сдает политические позиции, так же, как в свое время ее бывший духовный наставник.

Период средневековья. Именно в это время, творил свои полотна в Нидерландах Иероним Босх. Маленький городок, где он родился и прожил, не выезжая, отличался спокойным размеренным течением жизни. Правители страны, Габсбурги, "римские императоры" и ставленники римской империи, обеспечили себе и подданным покойное существование. Художник писал мрачноватые, полные аллегории и сарказма картины, практически все они заставляют зрителей задуматься о тайном, духовном смысле бытия. Современные ему нидерландские живописцы, писавшие в манере голландской школы, материальную реальность отображали так же - словно бытие существует в виде какого-то чистилища.

Великий Рембрандт, ненадолго переживший Босха, будучи человеком чрезвычайно религиозным, даже во внешней красоте человеческого тела выявлял его глубинную духовную сущность. В собственных автопортретах, написанных в конце жизни, автор словно пытается раскрыть собственные характеристические особенности.

Сознание человечества меняться от синкретического (Босх как яркий представитель), к дуалистическому, отделению "эго" от проявлений внешнего мира.

Евпатория. Отдых и лечение в Евпатории. Описания санаториев и пансионатов.
То было в давние времена. Попытаемся рассмотреть более близкие к нам годы. Обратимся к концу девятнадцатого - началу двадцатого века. На рубеже веков сложились тенденции развития антиискусства, художники инсталлировали, разрушали традиционные средства изображения мира. Кандинский, Пикассо, Малевич стали основоположниками антиформ в изобразительном искусстве. Знаменитый "Черный квадрат" Малевича - детская шалость рядом с работами Кандинского и Пикассо.

Довольно посредственный в начале творческого пути художник Сальвадор Дали только уникальной работоспособностью и чрезмерной эпотажностью (он считал, что о нем должны вспоминать ежедневно, не важно, что именно послужит поводом для разговоров) снискал популярность среди ценителей изобразительного искусства.

В середине-конце двадцатого века инсталляция искусства нарастает. Распиливание картин, выливание и смешивание красок на холст становятся все более популярными техниками привлечения к себе зрительского интереса. И, наконец, сегодня изобразительное искусство постепенно подменяется искусством виртуальным - компьютерные технологии внедряются в сознание людей, делая искусство все более технологичным.

Вместе с тем в мире и в России особенно растет количество вновь построенных храмов, соборов, мечетей, увеличивается прирост религиозных конфессий. Противостояние между христианством и исламом достигает апогея не только на морально-этическом, но и на физическом уровне. Мир вступает в пору удовлетворения, насыщения, чтобы затем вновь постепенно приблизиться к пресыщенности.

В современной литературе фантастичность и сказочность уступают место спокойной описательности события, порой тонкой ироничности. И даже нашумевшая мировая знаменитость, российский фантаст Сергей Лукьяненко отходит от типичной фантастики. Его совершенно нереальные первые романы и рассказы "Лабиринт отражений", "Линия грёз", "Гаджет" сменяются фантастикой-намеком, полной бытовых, привычных предметов и образов и даже типических натур, в которых можно легко узнать окружающих нас изо дня в день людей ("Спектр", "Ночной, дозор", "Дневной дозор", "Последний дозор", "Черновик"). В моду входит так называемый женский иронический детектив.

Итак, лучшие, казалось бы, творения человеческого гения зарождаются во времена гниения и распада духа, когда материальные, телесные ценности выходят на передний план. Нетленные шедевры, созданные величайшими авторами, отражают глубину падения общества в бездну разврата.

Здесь перед вами предстанет история искусства во всей ее убедительной непредвзятости. Здесь раскрывается перед вдумчивым зрителем всемирная история человечества, все пороки его души и вершины его духовного богатства.
Вот. Есть в этом всем что-то от князя мира сего. Но, несомненно, и Божественное творчество имеет место быть.
Душа обязана трудиться

Аватара пользователя
о.Емельян (ученик)
издатель
Сообщения: 767
Зарегистрирован: 24 апр 2007, 13:42
Откуда: Красноярский край
Контактная информация:

Сообщение о.Емельян (ученик) » 21 июн 2007, 14:47

Я соглашусь с Михаилом, что слово искусство имеет разные смыслы. Про молитву слышал такое: "Молитва - это наука из наук и искусство из икусств".. Вообще, любые произведения искусства каждый понимает по своему. Можно увидеть обнаженную натуру и отругать художника за пошлость.. а можно через эту же картину прославить Бога за то, что наделил человека таким совершенным телом... Тот же квадрат Малевича допустим. Один там ничего не увидит, а другой найдет что-то свое. С миру по нитке.. Христианство должно не отрицать, а преображать.

Михаил

Сообщение Михаил » 21 июн 2007, 15:57

Ещё можно быть очень творческим, православным христианином, но крайне не культурным в то же время человеком, ничего не смыслящем в искусcтве, что одно и то же., т.е. не видящем в искусстве Божественное Начало, такие к великому сожалению тоже есть, и их великое множество - пруд пруди в любом приходе.
:D

Настоящее высокое искусство обладает способностью сближать людей и верующих и неверующих, и тех, и других между собой, объединять вокруг прекрасного, на духовном уровне ( а не на физическом, как бутылка водки, обединяет трёх алкашей) так же как и любовь, а это очень важно для православного христианина, и вообще любого человека, и всей нашей церкви в целом.

Извращённые пошлости и широкую торговлю разным бездарным дерьмом, выдаваемым за высокое искусство, на самом деле являющимся банальной блевотиной, надеюсь, рассматривать тут больше не будем, т.к. оно способно не сближать, а ссорить, и размежевывать людей, а если, и сближает, то вокруг греха, и разного рода чернухи.
Извините за не литературные слова, уж очень не люблю я подмены и смешения чистых понятий, чётких определений с неправильным представлением о них, и бездарное "искуство".
:)

Михаил

Сообщение Михаил » 21 июн 2007, 19:11

Лёгкое отступление или внесём ясность.

...Это широкое понятие слова творчество...

Творчество и научное творчество

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуаль-ной, что по праву считается «проблемой века». Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мысли-телей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчест-ва».
З.Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельно-сти: в творческом продукте опредмечивается в социальноприемле-мой форме сексуальная фантазия.
А.Адлер считал творчество способом компенсации комплек-са недостаточности (неправильный перевод — неполноценности). Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, ви-девший в нем проявление архетипов коллективного бессознатель-ного.
Р.Ассаджиоли (отчасти вслед за А.Адлером) считал творче-ство процессом восхождения личности к «идеальному Я», спосо-бом ее самораскрытия.
Психологи гуманистического направления (Г.Олпорт и А.Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества — мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатиче-скому принципу удовольствия; по Маслоу - это потребность в са-моактуализации, полной и свободной реализации своих способно-стей и жизненных возможностей.
На рубеже XIX - XX столетий, как специальная область ис-следований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».
Ситуация научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития ис-следований творчества.
Актуальность изучении психологии творчества и научного творчества, в частности, возникли в связи с потребностью оптими-зации и интенсификации принципов организации научной деятель-ности и управления ею.
**************************

Цель творчества – самоотдача.
...мне задали вопрос: «Что такое «творческая личность»? «Ну, как что, – ответила я, – творческая личность – это… это…»

Сначала я пыталась пойти от противного. Чем вот, например, творческие люди отличаются от нетворческих? Оказалось, чем угодно. Плюс тут же возник вопрос, кто есть такие нетворческие люди? Ведь и творцы тоже вполне могут быть занудами и прагматиками. Такие характеристики никак нельзя брать за основу анализа. Лично я вот не выношу рутину, но это совсем не означает, что нетворческий человек с ума сходит от счастья, когда его ежедневно заставляют выполнять одну и ту же работу.

Мой мозг начал медленно впадать в панику. Ну как же? Это ведь так просто. Я, конечно, могу рассказать про себя. Как вот лично у меня все эти творческие процессы происходят. Но надо ведь в общем. Усредненно, так сказать. Пошла по известному пути – обратилась к всезнающему Владимиру Далю. Вы не поверите! У него не оказалось определения слову «творчество».

В дело пошли глаголы: творить, создавать, рожать, наконец. Что это все такое? Простая возможность делать что-то из ничего.

*******************************************

Павел Филонов (1883 - 1941) - художник, близкий своей манерой Андрею Платонову.

Начиная с ранних картин художника, на полотнах Филонова нельзя найти ни самомалейшей паузы, любой миллиметр холста заполнен ясно узнаваемыми или загадочными деталями. Такая заполненность - непременное свойство всех картин художника. Он не выносит пустого пространства, для него каждая частица бытия, будь то не только малая былинка, но и лучик света или «разорванный ветром воздух» - живой сгусток материи.



Все живет, все дышит, все соотнесено с некими высшими силами сущего. И на всем лежит печать изумляющего и потрясающего душу первооткрытия. У Филонова на картинах нет определенного времени: явные отклики современного сложно смешиваются с картинах живописца с вечным, вознесенным над конкретностью, не знающим хронологических границ. Художник насквозь мифологичен.

В своем манифесте «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности» (1914-1915) Филонов писал: «Старинное, запутанное понятие слова «творчество» я заменяю словом «сделанность». В этом смысле «творчество» есть организованная, систематическая работа человека над материалом. В других своих теоретических выступлениях художник призывал идти от внутреннего к внешнему, отделывать каждый микрон изображения («работать точкой как единицей действия»), идти не от схемы-канона, а от природной логики каждого объекта, добиваясь впечатления происходящего на глазах динамического роста, живого движения жизни.

*************************
В который раз убеждаюсь в том, что "кастовый снобизм" у "истинных Творцов" (литераторов, музыкантов, актёров, художников и т.д.) - профессиональное заболевание неясной этиологии.

По моим личным наблюдениям, большинство "творческих личностей" воспринимают определение, приведённое выше в кавычках, приминительно к самим себе как некий знак принадлежности к совершенно особому подвиду Homo Sapiens. Более того - подвид этот, с их точки зрения, попросту не может быть не выделен рядом привилегий и "вольностей" по сравнению с "обычными людьми". Хотя моя личная же практика (уж простите за такое самолюбованиа ) показывает: 90% "творческих личностей" склонны прикрывать понятиями "творческий поиск", "особое мировосприятие" и т.п. не что иное, как собственное безделие. И искренне уверены в том, что "обычные люди" должны быть им благодарны и признательны за их "нелёгкий труд" - то есть попросту содержать "творческие личности".

Но это - эмоции...

А рациональный момент в том, что творчество в искусстве - лишь малая толика во всей реализации творческих усилий Человечества. И многим "творческим личностям" с этим трудно смириться. Ведь это автоматически бы "низвело" их до уровня "технарей" и "высоколобых"... А выделяться в большой компании куда труднее, чем в маленькой...
************************************************

Из советской энциклопедии.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью.

***************************

Общенародное, упрощённое определение слова

ТВОРЧЕСТВО - - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

**************************
Одно ли и то же мы имеем ввиду?

Из пособия для педагогов:
Тренинг "Развитие творческих способностей педагога"

"Процедура творческого определения значения" (упражнение)

Значение слова - это те ассоциации, которые конкретная личность с ними связывает.

- Что слово "творчество" означает или подразумевает?

- Назовите несколько вещей, которым слово "творчество" не относится.

- Назовите несколько вещей, для понимания которых можно использовать слово "творчество".

- С чем связано слово "творчество"?

- С чем не связано слово "творчество"?

- На что похоже слово "творчество"?

- Чем отличается слово "творчество"?

- Может быть, что-то повлияло на ваше понимание слова "творчество"?

- Как именно вы могли бы передать свое понимание слова "творчество" другому человеку?

- Каким слово "творчество" кажется вам сейчас?

- Как ваше определение слова "творчество" помогает вам быть свободным? достигать успеха в жизни?

:D

********************************************

И наконец Виноградов

ТВОРЧЕСТВО

Среди слов, которые и по своему морфологическому облику, и по смысловой структуре, и даже по непосредственному впеча тлению напоминают церковнославянизмы, — много литературных русских новообразований XVIII и XIX веков. Таково слово — творчество, соотносительное со словами творец, творческий (ср. иконоборчество, иконоборец, иконоборческий; жрец, жреческий, жречество и др. под.).

М. Горький писал в статье «О пьесах»: «Не совсем уместно и слишком часто молодые литераторы употребляют громкое и т оже не очень определенное церковное словцо — “творчество”. Сочинение романов, пьес и т. д. — это очень трудная, кропотливая, мелкая работа, которой предшествуют длительное наблюдение явлений жизни, накопление фактов, изучение языка» (Горький, О лит-ре, 1937, с. 151). В «Беседах о ремесле»: «Прежде всего очень советую начинающим поэтам и прозаикам выкинуть из своего лексикона аристократическое, церковное словечко — “творчество” и заменить его более простым и точным: работа» (там же, с. 243). В статье «О прозе»: «Особенно часто и резко эта слабость заметна в области литературной работы, которую у нас принято именовать туманным и глуповатым словцом — “творчество”. Я думаю, что это — вредное словечко, ибо оно создает между литератором и читателем некое, — как будто, — существенное различие: читатель изумительно работает, а писатель занимается какой-то особенной сверхработой — “творит”. Иногда кажется, что словцо это влияет гипнотически и что есть опасность выделения литераторов из всесоюзной армии строителей нового мира в особую аристократическую группу “жрецов” или — проще говоря — попов искусства» (там же, с. 119).

Между тем слово творчество вовсе не является церковнославянизмом. М. Горький в своей оценке смыслового строя этого слова исходил из непосредственного ощущения его связи со словом творец, на котором и до сих пор еще лежит резкий отпечаток религиозно-культового и мифологического применения к божеству. Современное и особенно — индивидуальное восприятие слова очень часто вступает в противоречие с его семантической историей.

Слово творчество, обозначающее в современном литературно-книжном языке, в его торжественных стилях, процесс созидания или производства каких-нибудь культурных, исторических ценностей, а также результат этого процесса, совокупность созданного, сотворенного кем-нибудь, является продуктом предромантической эпохи. Оно возникло или в самом конце XVIII, или в самом начале XIX века.

А. С. Шишков в «Мнении моем о рассматривании книг или цензуре» (1815) возражал против применения «таких новоязы чных слов, как отборность, безвкусность, разумность, значимость, животность, творчество и тому подобных» (Записки, мнения и переписка адмирала А. С. Шишкова. Berlin, 1870, т. 2, с. 51). Таким образом, вполне привычные для нас литературные слова разумность, творчество, значимость — казались в начале XIX в. излишними неологизмами, образованными на немецкий лад (ср. Schöpfer — творец, Schöpfung — творчество; ср. франц. crèateur, crèation, crèatrice).

Характерно, что слово творчество не включено даже в словарь 1847 г. В предшествующих лексиконах его и подавно нет. В словаре 1847 г. отмечены лишь слова: творец (со значениями: «1) Бог, создатель мира... 2) церк. Производитель, исполнитель... 3) Сочинитель»), творить (делать, производить), творческий (принадлежащий, свойственный творцу) (сл. 1847, 4, с. 273—274).

Очевидно, слово творчество к 20—30-м годам XIX в. еще не получило всеобщего признания. Следовательно, оно не было очень распространено в стилях карамзинской школы, в новом слоге российского языка, с которым связывал образование этого слова А. С. Шишков.

Можно думать, что особенную активность слово творчество приобретает в языке любомудров 20—30-х годов. У Н. В. Станкевича в письме Я. М. Неверову (от марта 1833 г.: «Моя метафизика»): «Жизнь природы есть непрерывное творчество и хотя все в ней рождающееся умирает, ничто не гибнет в ней, не уничтожается, ибо смерть есть рождение» (Западники 40-х г., с. 22). У В. Г. Белинского в статье «И мое мнение об игре г. Каратыгина» («Молва», 1835, № 18, с. 289): «Я сценическое искусство почитаю творчеством, а актера самобытным творцом, а не рабом автора».

У В. Ф. Одоевского в «Записках для моего праправнука о ру сской литературе» («Отечественные записки», 1840, т. 13, с. 8): «Нет! мы не лишены творчества; оно, напротив, сильнее у нас, нежели у других народов, но оно в зародыше». У Гоголя в «Авторской исповеди» (1847): «Почти у всех писателей, которые не лишены творчества, есть способность, которую я не назову воображеньем, способность представлять предметы отсутствующие так живо, как бы они были пред нашими глазами».

В письме Гоголя к П. А. Плетневу «О Современнике»: «Сп особность вымысла и творчества есть слишком высокая способность и дается одним только всемирным гениям, которых появленье слишком редко на земле...». У Ф. М. Достоевского в статье «Г-н -бов и вопрос об искусстве» (1861): «...творчество... основание всякого искусства живет в человеке как проявление части его организма, но живет нераздельно с человеком». У П. М. Ковалевского в его мемуарных очерках «Встречи на жизненном пути»: «У Брюллова позаимствоваться творчеством нельзя. За процессом же Ивановского творчества можно следить, как за постепенным ходом созревания» (цит. по: Григорович, с. 372). В письме И. Н. Крамского к П. М. Ковалевскому (от 21 сентября 1886 г.): «Говорить о Смерти Ивана Ильича и тем паче восхищаться будет, по меньшей мере, неуместно. Это нечто такое, что перестает уже быть искусством, а является просто творчеством» (там же, с. 405). У К. С. Станиславского: «Творчество есть прежде всего — полная сосредоточенность всей духовной и физической природы» (Станиславский, с. 531).

С середины XIX в. слова творец, творческий, творчество приобретают оттенок парадной торжественности, величавого, приподнятого стиля.

Характерно признание И. С. Тургенева в письме В. П. Боткину (от 17 мая 1856 г.): «Сплю очень хорошо — читаю историю Гр еции Грота — и, поверишь ли, мысли — так называемой творческой (хотя, между нами сказать, это слово непозволительно дерзко — кто осмелится сказать не в шутку, что он — творец?!) — одним словом, никакого сочинения в голове не имеется» (Боткин, Тургенев, с. 81).

У И. И. Панаева в очерке «Внук русского миллионера» (1858): «Листок из во споминаний — не художественное произведение. Я пишу, как пишется, не имея ни малейшей претензии на художественность, на чистое искусство, на творчество и тому подобное.

Говоря откровенно, я даже не совсем понимаю, из чего так хлопочут защитники чистого искусства и художественности? Сколько бы они ни заботились об нас, по доброте души своей, они из нас, простых писателей, не сделают художников, и как бы мы сами ни желали угодить им, как бы мы ни усиливались превратиться в творцов, все наши усилия останутся не только тщетными, но и смешными» (Панаев 1912, 4, с. 508). У М. Н. Каткова в статье об анненковском издании сочинений А. С. Пушкина: «Теперь, кажется, мы уже не признаем никакой особенности в состоянии умственного творчества, и самое слово творчество употребляем только по навыку, не придавая ему никакого особенного значения, а учение о бессознательности творчества относим к пустому хламу наших прежних романтических бредней» (Русск. вестник, 1856, т. 1, с.161—162).

Таким образом, с середины XIX в. меняется экспрессивная о краска слов творчество и творец. С этим были связаны и изменения в стилистической оценке этих слов. Стилистический круг их применения сузился. Многим казалось, что на словах творец и творчество лежит налет религиозной и романтической метафизики.

Опубликовано в сб. «Доклады и сообщения филол. фак-та МГУ», вып. 2 (М., 1947). В архиве сохранилась рукопись на 7 пронумерованных листках разного формата, озаглавленная «История слова творчество в русском языке», машинопись с авторской правкой (6 стр.) и оттиск. Печатается по оттиску, сверенному с рукописью, с внесением нескольких необходимых поправок и уточнений.

Аватара пользователя
о.Емельян (ученик)
издатель
Сообщения: 767
Зарегистрирован: 24 апр 2007, 13:42
Откуда: Красноярский край
Контактная информация:

Сообщение о.Емельян (ученик) » 22 июн 2007, 19:53

Ксении:
Мы все грешные и нечистые, но Бог любит нас и преображает наше нутро)
Если бы Бог был так брезглив к человеку, то никто не спасся бы... А ведь мы призваны стремиться к совершенству, к уподоблению Богу. Следовательно, мы призваны преображать, а не отрицать. В том числе и любое искусство. Например, стоя перед квадратом Малевича, я могу мысленно созерцать глубины космоса и тайны Божии, которые кажутся нам чем-то темным и недоступным.. Святые отцы могли даже нападки бесов преображать в пользу для себя. "Бес нападает, а я еще крепче хватаюсь за молитву" - это к примеру. Я тоже видел картины Дали, и многое мне непонятно в его искусстве. Но я всегда поражаюсь его таланту и умению так гармонично распределять цвет на полотнах. Главное - иметь объективный подход, а частности это второстепенное. Опять же, святые подвижники частенько селились на языческих капищах, которые вскоре преображались в святые обители. И так во всём. Умей видеть прекрасное даже в безобразном!

Михаил

Сообщение Михаил » 22 июн 2007, 20:58

Может ли человек заниматься творчеством, не узурпирует ли он при это право Творца?
На самом деле я для себя ответил, как бы, на этот вопрос, но в моей теории много белых пятен, которые надеюсь, с вашей и Божьей помощью закрыть.
Во-первых, человек создан по образу и подобию Божьему, это следует из Библии, следовательно он наделил человека частью, точнее образом, своих способностей, в том числе и основной, на мой взгляд, ключевой способностью созидать или творить. Все мы творцы в той или иной мере, но как только человек прорывается в искусство, его движение в нем приобретает драматический, даже трагический характер. Об этом свидетельствуют биографии всех, за редким исключением (исключения подтверждающие само правило), деятелей будь то: литературы, музыки, художественного искусства, театра и т.п. Я знаю примеры людей, которые либо перешли в православие, либо православные изначально, но творчество которых носит немного надуманный и пресный характер, в нем как будто чего-то не хватает, оно попросту не интересно, или становиться таким. Можно конечно говорить, что Пушкин был верующим, что Каземир Малевич в своем супрематизме искал гениальную простоту Божественности, что Николо Паганини свои "капризы" сочинял с верой в Бога, но глядя на их биографию трудно увидеть в ней образ христианского подвижника. Но мы ими восхищаемся, многие стремятся быть похожими на них, мы их любим, мы гордимся ими, мы их зачастую оБожаем, они ведь гении.
В моей теории есть такое положение: есть как бы два источника, откуда великие человеческие творцы черпают вдохновение; один источник - это Бог, другой источник - это Дьявол. Вроде бы все понятно. Но стоит вглядеться в полотно искусства, как начинаешь понимать, там нет белого и черного, там мириады оттенков серого и как понять, как разобраться, что делать? Может фильтровать? Как?
Да и вообще, как только человек начинает истинно приближаться к Богу, он начинает осознавать всю искусственность искусства. Или нет?
Да возможно искусство это поиск человеческой души Бога, больной, именно больной, а потому такой понятной и красивой, а произведения искусства это отражение поисков этих великих и замечательных, но трагически ушедщих от нас людей. Может, я ответил на свой вопрос? Я думаю, нет, белые пятна на лицо, я был бы так рад прочитать ответ.

Протоирей Виталий Головатенко, настоятель храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории.

Увлечённым и ищущим людям наверное будет интересно прочесть полное интервью с этим священником.
http://old.foma.ru/index.php?issue=1&se ... ticle=1534

Аватара пользователя
Ксения
протопатриот
Сообщения: 1455
Зарегистрирован: 13 мар 2007, 20:22
Контактная информация:

Сообщение Ксения » 22 июн 2007, 21:39

Уважаемый Ученик, мне очень приятно, что в Вас всегда звучит столько христианской терпимости, любви, ко всему..
А ведь мы призваны стремиться к совершенству, к уподоблению Богу. Следовательно, мы призваны преображать, а не отрицать. В том числе и любое искусство.
- это очень хорошо бы...да не всегда бывает возможно :( ..
..наш с Вами диалог мне припомнил разговор Алёши Карамазова с братом Иваном Карамазовым..как Вы знаете Алёша был человеком глубокой и чистой веры, в отличии от практичного неверующего брата Ивана..Так раз у них зашёл спор - всё ли должен прощать христианин?..
Алёша утверждал, да - всё..,и всех и всегда, без исключения..если только это настоящий христианин..На что Иван привёл ему историю из жизни, как один помещик, ради забавы гостей, затравил охотничьими псами маленького ребёнка, и те растерзали его на глазах у матери..
и спросил - как надобы поступить с этим помещиком христианину..
Алёша, понятно - душа ангельская, но и он не стерпел и закричал - Расстрелять его! растрелять!..
...Прошу прощения за небольшое отступление..
Например, стоя перед квадратом Малевича, я могу мысленно созерцать глубины космоса и тайны Божии, которые кажутся нам чем-то темным и недоступным..
Я тоже видел картины Дали, и многое мне непонятно в его искусстве. Но я всегда поражаюсь его таланту и умению так гармонично распределять цвет на полотнах. Главное - иметь объективный подход, а частности это второстепенное.
-а мне кажется "цвет в полотнах" - это второстепенное для художника, а идея, смысл заложенный в картину - главное..
Вы знаете ув.Ученик, что Дали отрицал своим творчеством христианство?? У него даже есть картина - женщина, распятая на кресте.. Что бы Вы могли мысленно созерцать стоя у такой картины?
.. - тогда уже и Мадонну на кресте нужно принять, а не отрицать..Но тем не менее вся Православная Церковь была против её выступления с этим богохульным концертом в России..

Аватара пользователя
о.Емельян (ученик)
издатель
Сообщения: 767
Зарегистрирован: 24 апр 2007, 13:42
Откуда: Красноярский край
Контактная информация:

Сообщение о.Емельян (ученик) » 22 июн 2007, 22:13

Михаилу:
Спасибо. Очень полезные ответы. Даже кое-что новое узнал.

Ксении:
Бог учит любить всех, а не судить. "Возлюби врага своего"... и т.д.. Я например пытаюсь (не всегда получается) увидеть в любом человеке и в любом произведении искусства (будь то - музыка, кино, живопись, архитектура) Божью искру. Это как из сказки про Аленький цветочек. "Старайся даже в чудовище увидеть ранимую душу".. Я не пророк Божий, чтобы дерзать обличать порочных и безбожных людей. Я сам был безбожником и богохульником одно время. Поэтому знаю не понаслышке о чувствах этих людей, о их поиске чего-то светлого и прекрасного.. Поэтому наверно стараюсь их прощать и весь суд над ними отдаю Богу. Я САМ БЫЛ ТАКИМ.

Михаил

Сообщение Михаил » 22 июн 2007, 23:02

У меня есть друг, художник, он до входа в церковь пробовал себя в разных художественных стилях, направлениях, у него получалось довольно здорово надо сказать, на каждое моё день рождения, в подарок я получал его новую картину.
Но после того как он вошёл в храм, воцерковился, прошло не мало времени, постепенно он писать перестал, и попросил меня сжечь все подаренные мне картины, мотивируя это тем, что они исполнены гордыни и тщеславия, которая заняла на момент их создания главенствующие место в его творчестве.
:)
Не помню точно, что я сжёг, но знаю точно - часть картин оставил, правда выделил им достойное место на даче, подальше от икон, они и сейчас мне нравятся, и мне кажется, что мой приятель много на себя наговорил, немного переборщив.
Сейчас у меня дома картин не осталось, одни иконы, но если вдруг когда нибудь появится полотно уровня Шишкина, оно несомненно найдёт своё место, в противоположном углу от "красного уголка"!

:D

dysha
бывалый
Сообщения: 98
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 08:06
Откуда: Россия
Контактная информация:

Сообщение dysha » 23 июн 2007, 06:23

Например, стоя перед квадратом Малевича, я могу мысленно созерцать глубины космоса и тайны Божии, которые кажутся нам чем-то темным и недоступным..
Ученик, Вы уже сами написали в своем посте о Малевичевском квадрате, к тому же определили, кем было дано вдохновение к созданию этого "шедевра". Не знаете Вы разве, кому принадлежит космос? Если люди видят в этом черном квадрате космос, так не означает ли это только одно - не от Бога.
Душа обязана трудиться

Аватара пользователя
Ксения
протопатриот
Сообщения: 1455
Зарегистрирован: 13 мар 2007, 20:22
Контактная информация:

Сообщение Ксения » 23 июн 2007, 10:21

Да, Михаил, Ваша ссылка очень, как говорится, в точку.. :)
Я именно об этом и спрашивала в самом начале этой темы..
Ответы очень точные:
Вдохновить, то есть, ‘вдохнуть (духовную силу)’, воодушевить, побудить к действию, воспламенить человека духом деятельности могут как Бог, так и Его противник, диавол, у которого есть возможность внушать нам мысли (вкладывать помыслы), которые мы подчас, по неопытности или невольно, можем принять за свои собственные.
человек религиозный (в частности, убеждённый христианин) любое своё творческое намерение, любую мысль, пришедшую ему в голову в связи с его будущем творением, будет трезво и тщательно рассматривать “сквозь призму Евангелия Христова”, соотнося свои творческие планы и действия с христианскими нормами.
И решающее значение в этом всегда была и будет иметь наша свободная воля, то есть добровольный и осознанный выбор как источника нашего вдохновения, так и всякого рода идей и мыслей по поводу осуществления задуманного. Как ни хитёр и силен дьявол, он не в состоянии заставить человека послушно следовать своей злой воле до тех пор, пока этот человек остаётся свободным в выборе своего пути и способен к разумному рассуждению и трезвой оценке своих мыслей и действий.

В том-то и состоит “трагедия” диавола, что он, бывший ангел, не был наделён Богом способностью творить, создавать: отпав от своего Творца, он может и хочет только разрушать в своём вечном желании действовать наперекор Богу (“Баба-Яга всегда против!”). И в этом ему необходимы помощники и адепты, которых он ищет среди людей, паразитируя (подобно вирусу) на их душах и стремясь сделать из них проводников и реализаторов своей деструктивной, разрушительной воли.

Аватара пользователя
Ксения
протопатриот
Сообщения: 1455
Зарегистрирован: 13 мар 2007, 20:22
Контактная информация:

Сообщение Ксения » 24 июн 2007, 18:33

Святые отцы об искусстве:

Даров Господних не должно удерживать в себе, но изливать на других; образец - природа: солнце не удерживает в себе одном свет, но изливает его на луну.

Не должно ни у кого и спрашивать, нужно ли распространять славу Божию пишущею рукою или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Таланты надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то дьявол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание.
Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Если сподобился ты дарования, не высокомудрствуй, ибо не имеешь у себя ни одного совершенства, которое не получил от Бога; и если не будешь ходить по Его заповеди и воле, отнимет Он у тебя собственность Свою и отдаст это лучшему; и тогда будешь походить на человека, у которого отнимают перо, только что омоченное в чернила.
Преподобный Ефрем Сирин (IV век).


Если ты не забываешь, во Имя Кого и во имя чего ты творишь, то и отношение будет разное: одно дело – во славу Божию проповедывать творчеством и жизнью своей идеи, которые принес Спаситель, другое дело – во славу свою блеснуть, отличиться. Разбирайся, детка!
Твори во имя любви к людям, ведь это вторая главнейшая заповедь, и тогда любовь к миру изольётся слезами по нему – страдающему, болящему, утратившему главное.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006).

Многие души обладают естественными преимуществами: одни одарены от природы благородными мыслями, другие – склонностью к прекрасному. Но если обладающие этими преимуществами не приписывают их Богу, Подателю благ, но вменяют обладание ими в заслугу собственному произволению, таланту и силе, то Бог оставляет их, и они становятся добычей срамного деяния или постыдной страсти.
Преподобный Пафнутий (ок. IV века).

Альбатрос
был не раз
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 03 мар 2008, 19:55
Откуда: С.-Пб.

Сообщение Альбатрос » 06 май 2008, 17:21

Михаил писал(а):У меня есть друг, художник, он до входа в церковь пробовал себя в разных художественных стилях, направлениях, у него получалось довольно здорово надо сказать, на каждое моё день рождения, в подарок я получал его новую картину.
Но после того как он вошёл в храм, воцерковился, прошло не мало времени, постепенно он писать перестал, и попросил меня сжечь все подаренные мне картины, мотивируя это тем, что они исполнены гордыни и тщеславия, которая заняла на момент их создания главенствующие место в его творчестве.
Похоже у этого художника был случай обычного неофитского "православнутого" бреда. Обчитался наверное еп. И. Брянчанинова, арх. Рафаила (Карелина) и т.п. Хотя кто знает, мож и серьезно :)
Бог - един, безначален, непостижим и обладает всей силой целокупного бытия; Он совершено исключает всякую мысль о времени и образе сущиствования бытия, поскольку недоступен для всех сущих и не познается ни одним из сущих через Свою естественную проявленность.

святой Максим Исповедник

Михаил

Сообщение Михаил » 06 май 2008, 17:39

Да нет, он совсем не глупый человек, в храм пришёл после того как ему руку правую поездом отрезало.., может на тот момент он и подумал - это за неправильно выбранный стиль :) , а увлекался он тогда абстракцией, попартом и т.п., сейчас всё больше иконописью.

Ответить

Вернуться в «Путь ко спасению»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 95 гостей