Мало-Улуйский Богородице-Казанский приход
Мало-Улуйский Богородице-Казанский приход открыт в 1870 г . и выделен из прихода Назаровской Троицкой церкви. С. Мало-Улуйское расположено на речке Улуй, отчего и получило свое название. Малым Улуем оно называется в отличие от другого села, расположенного также на этой реке, которое называется Больше-Улуйским. Местность гористая, покрытая березовым и осиновым лесом, здоровая. Село находится от г. Красноярска в 186 в., от г. Ачинска в 18 в., от Ново-Назаровского волостного правления и врачебного пункта в 12 в. Кроме села, в приходе имеется три деревни: Голосопская в 5 в., Заворская в 6 в. и Гарская в 10 в. Пути сообщешя удобны. Церковь в селе деревянная, построена в 1870 г . Престол в ней один в честь Казанской иконы Божией Матери. Церковная библиотека имеется, но небольшая. Церковно-приходская школа имеется в самом селе с 40 - 50 учениками при 1 учащем; помещается в своем здании. При церкви существует приходское попечительство, а при школе школьное попечительство, но средствами ни то, ни другое не богато. Причт состоит из священника и псаломщика. Жалованья от казны свящ. 450 р., псал. 175 р. Братских доходов поступает около 400 р. в год. Дом для священника имеется, но очень холодный. Дома для псаломщика нет; выдаются квартирные деньги по 2 р. в месяц. Сенокосной земли у причта 53 десятины; пахотной земли не отведено. Капиталов причта 100 р. Капиталов церкви 441 р. Всего населения православного вероисповедания в приходе числится 1245 д. и католиков 80 д. Население в селе Мало-Улуйском старожильческое, а в остальных деревнях переселенцы из Виленской, Гродненской и Минской губ. Занятие жителей: хлебопашество, извоз и продажа дров.(Краткое описание приходов Енисейской Епархии 1916 г) .
Священнослужители
Трескин Иоанн священник 1873 – 1877 гг.
Климовский Григорий священник 1877 г.
Удимов Димитрий священник 1877 – 1881 гг. (зав)
Головин Борис священник 1878 – 1879 гг.
Соколов Анатолий священник 1881 – 1888 гг.
Суслов Иоанн священник 1888 – 1891 гг.
Тихвинский Иоанн священник 1891 г.
Зубцов Николай священник 1891 – 1897 гг.
Нешумов Николай священник 1897 - 1898 гг.
Черкасов Петр священник 1899 – 1900 гг.
Смирнов Кирилл священник 1900 г.
Хаов Иоанн священник 1901 – 1902 гг.
Солодчин Петр священник 1903 – 1904 гг.
Любутский Митрофан священник 1904 – 1909 гг.
Толмачев Илия священник 1911 – 1914 гг.
Пикановский Николай священник 1911 – 1914 гг.
Андреев Маркиан диакон 1913 – 1914 гг.
Волков Павел священник 1914 – 1917 гг.
Николаев Иоанн священник 1918 г.
Хруцкий Николай священник 1924 г.
Стрельников Елисей священник 1932 г.
Рассказ Елены Ивановны Кожаевой 1913 г.р. Записан 15 апреля 2002 г.
Елена Кожаева «У нас в Малом Улуе, – продолжает свой рассказ Елена Кожаева, - церковь была хорошая, красивая. Потом все разломали, колокола, кресты сняли, сделали клуб, но народ в него не стал ходить, тогда сделали амбар.
Батюшка жил у соседей. А сосед был неспокойный, что-то разобиделся и отказал ему. Батюшка попросился на квартиру к нам, и отец его пустил. У нас было две комнаты – маленькую отдали ему. Дети его жили в Иркутске и все писали: «Папа, приезжай, приезжай, а то посадят тебя», а он служил до самого конца, пока церковь не закрыли. Батюшка был старенький и всегда поствовал. Он помидорки садил, ел огурчики, хлебушек, рябинку парил. Полномочный ему говорил: «Что же вы питаетесь так плохо? У вас же такое образование. Вы бы бросили это все и жили прекрасно. Вам бы место дали». А он сказал: «Не хочу Христа продавать».
У нас в деревне жили два старичка убогих, и отец всегда их приглашал на большие праздники – разговляться. Мама никогда против не была, и мы радовались. Придут и радуются – с нами сидят за одним столом! Праздники всегда отмечали. На Пасху, на Казанскую, соберутся с соседями, столик поставят. Посидят у нас – к соседям идут. И старички эти узнают – придут. Пьяных не было, пили помалу раньше. А сестра отца жила в другой деревне и говорила недовольно: «К тебе, братец, когда ни приедешь, - а ты все с этими старичками». А он сестре и скажет: «Сестрица, они же своего стола не сделают, только здесь и порадуются». Отец всегда подавал милостыню. Когда началась война, стало плохо с хлебом, он и говорит матери: «Мать, уже не будем подавать милостыню, хлебца-то нет у нас. И в эту же ночь ему приснилось: пришла женщина в темной одежде и говорит: «Подавай милостыню, тебе осталось немного уже подавать, а иначе и то, что ты подавал - все пропадет» Он напугался, проснулся и говорит: «Мать, хоть картошечку, но будем подавать». И подавал, пока не умер».
Клуб в Мало-Улуйской Богородице-Казанской церкви все-таки открыли. Атеистическая пропаганда сделала свое дело. После войны там уже вовсю плясали и пели, а в Алтаре смонтировали кинопроектор. Сейчас клуб закрыт в связи с аварийным состоянием здания.
(Из книги "175 лет Казанскому собору")