Петровский Петро-Павловский приход
Петровский Петро-Павловский приход открыт в 1910 г . и состоит из с. Петровского и дер. Орловки в 6 в., Ивановки в 10 в. и Алексеевки в 12 в. С. Петровское находится от г. Красноярска в 300 в.. от у. г. Ачинска в 96 в., от Больше-Улуйского почт. отд. в 50 в. Волостное правление имеется в самом селе. Церковь в приходе одна, деревянная, однопрестольная, построена в 1910 г . Переселенческим Управлением. Церковной библиотеки нет. В приходе две министерских школы. учащихся до 70 чел. Причт состоит из священника с жал. в 500 р. и псаломщика с жал. в 200 р. Кружечных доходов за 1914 г . получено 150 р. Причтовые дома построены Переселенческим Управлением в 1910 г . Состояние домов очень неудовлетворительное. Земли при церкви усадебной 1 д., пахотной 15 д., сенокосной 75 д. Земля находится в 1 в. от церкви. Капиталов причтовых и церковных нет. Населения в приходе 973 д. м. н. и 889 д. ж. п. Все население православное и состоит главным образом из переселенцев.(Краткое описание приходов Енисейской Епархии 1916 г) .
Священнослужители
Мелентов Григорий священник 1911 – 1917 гг.
Михаил Каргополов священник 1919 г.
Некоторые сведения о том, что происходило в годы Большого террора в Бирилюсском районе можно почерпнуть из районной газеты «Голос колхозника». Газета № 96 (236) от 23 ноября 1937г. В статье «Подрывная работа церковников» (привожу дословно) говорится:
«Церковники, муллы, сектанты занимают не последнее место в стане врагов советской власти, ведут подрывную работу в деревне. Под видом религиозного отправления попы, муллы, сектанты создают контрреволюционные группы, вовлекая в них бывших кулаков, торговцев, белогвардейцев и другую антисоветскую нечисть. Особенно сейчас, в период разгара выборной кампании по выборам ВС СССР, в колхозах разворачивается социалистическое соревнование и ударничество за скорейшее выполнение плана хлебопоставок, обмолота хлеба, распределение доходов по трудодням, чтобы прийти с новыми победами к всенародному празднику 12.12. 1937г, методы антисоветской деятельности служителей бога чрезвычайно разнообразны. Служители бога свое контрреволюционное острие направляют на извращение Сталинской конституции. Они стараются представить дело таким образом, будто бы Сталинская конституция знаменует собою «поворот» в политике партии и советской власти по отношению к религии.
Религиозники проповедают, что по новой конституции «если граждане того захотят, то правительство откроет все закрытые церкви». Примером может служить то, что «двадцатка» Петровской церкви хлопочет об открытии непригодной по техническим правилам церкви, для отправления религиозных обрядов. Служители бога направляют свое острие, чтобы расшатать колхозы, организовать саботаж в зернопоставках, обмолоте хлеба и т.д. Бирилюсский поп по ночам посещал дома некоторых колхозников Усть-Кемчугского сельсовета и вел контрреволюционную работу. Ссыльный поп Рудаков (пока не нашла данных о нем - прим.-Н.Л.) в колхозе имени Горького вел агитацию против хлебопоставки и обмолота хлеба.
В Никифоровском сельсовете ссыльный поп (фамилия пока не установлена - прим. Н.Л.) ходил по домам отдельных колхозников крестил детей и проводил исповеди, во время которых он обрабатывал крестьян в антисоветском духе. В татарских деревнях Биктимировского сельсовета, активизировавшись, религиозники стали ходить в мечеть.
Таковы коварные приемы церковников – фашистских агентов, которые прикрывают свою контрреволюционную работу крестом и евангелием. Оживлению служителей бога способствовало отсутствие антирелигиозной пропаганды и агитации среди населения нашего района. Вся эта фашистская банда посажена на сегодня, но оставшиеся служители церковников продолжают вести контрреволюционную работу среди населения, об этом надо помнить, особенно теперь накануне выборов в Верховный Совет СССР, когда церковники в блоке с контрреволюционерами всех мастей будут пытаться вести свою контрреволюционную агитацию и подрывательную работу по выборам. Необходимо, чтобы партийные и советские органы поставили на должную высоту антирелигиозную пропаганду и агитацию, чтобы широкие трудящиеся массы знали о черной коварной работе попов, муллов, сектантов – фашистских агентов, диверсантов и убийц.
П.П.Павлов, временно исполняющи обязанности редактора»
Церковь в с. Петровском была построена крестьянами переселенцами из Минской, Витебской, Могилевской и других губерний, приехавших в Сибирь по столыпинской реформе. Выделялись средства и из Ачинской переселенческой управы. В метрической книге, датированной 1919 годом,упоминается имя священника Михаила Каргополова, приступившего к службе вместе с псаломщиком Владимиром Черногубовым, в январе 1919 года. В конце января священник Каргополов был убит партизанами отряда Щетинкина.
"После того, как Щетинкин со своими бандами захватил северную часть Ачинского уезда, никаких сведений из этого района не сообщалось. Кое-кто добрался, передают следующее: группа Щетинкина заняла село Петровское, разоружила милицию, разгромила земскую управу, сожгла все бумаги, затем арестовала священника, вывезла его за село и, сняв шубу (чтобы не испачкать), расстреляла. При аресте священника, заставили его жену лечь на кровать, затем глумились над несчастной".
Журнал «Сибирские записки» апрель-май 1919 года, г. Красноярск