Икона
Русская Православная церковь. Красноярская епархия
Крест
Ачинское благочиние
Казанский кафедральный собор г. Ачинск
По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона
Митрополита Красноярского и Ачинского
Собор
Меню

Мальцев Александр священник

Мальцев Александр Афиногенович, священник

Дата рождения: 9.9.1867 Место рождения: Вологодская губ., Тотемский уезд, д. Монастырская
Дата смерти: между 1922 и 1924 Место смерти: Енисейская губ., Красноярский уезд, с. Погорельское

Родственники
дед — Сиземский Ираклион Николаевич, дьячок
отец — Мальцев Афиноген Васильевич, диакон
мать — Мальцева (Сиземская) Александра Ираклионовна (1838–1911)
жена — Мальцева (Лыскова) Надежда Прокопьевна (ум. в 1913). Училась в Вологодском епархиальном женском училище и повивальной школе при Вологодском женском благотворительном обществе. Акушерка
тесть — Лысков Прокопий Лукич, диакон
сын — Мальцев Петр Александрович (1889–1928). Окончил Красноярскую духовную семинарию. Был приверженцем социалистических идей, принимал участие в революционных выступлениях красноярских рабочих, студентов и семинаристов, во Всероссийской стачке слушателей духовных семинарий и академий в 1906–1907. Участвовал в революционном движении в Красноярске, был членом кружка революционера Чернышева. В 1906 был арестован по обвинению в антиправительственной деятельности. Служил учителем народного училища в г. Красноярске
дочь — Осипова (Мальцева) Александра Александровна (1891–1980). Окончила Красноярское женское епархиальное училище. В течение 40 лет работала учителем начальных классов в школах г. Канска и г. Москвы
сын — Мальцев Руфин Александрович (ок. 1893 – ок. 1920). Окончил Красноярскую духовную семинарию. Прапорщик отдельного конного дивизиона Отдельной добровольческой стрелковой бригады. Погиб во время Великого сибирского ледяного похода колчаковской армии из Омска в Иркутск
сын — Мальцев Прокопий Александрович, псаломщик
сын — Мальцев Антонин Александрович (05.1897–1974). Окончил Красноярское духовное училище. Участник Гражданской войны и Великой Отечественной войны, работал экономистом на крупном оборонном заводе
дочь — Бобылева (Мальцева) Елена Александровна (1901–1956). Окончила Красноярское женское епархиальное училище. Работала преподавателем истории в высшем учебном заведении в Москве
сын — Мальцев Алфей Александрович (1904–1978). Окончил Красноярское духовное училище. Работал главным бухгалтером пищевых комбинатов г. Вологды и г. Воронежа

Образование
Тотемское духовное училище окончил
1888 Вологодская духовная семинария

Рукоположение / Постриг / Возведение в сан
1891 рукоположен во диакона
1.3.1897 рукоположен во священника

Места служения / Должности
не ранее 1888 1891 Вологодская и Тотемская епархия, Вологодская губ., г. Кадников, Николаевский собор, псаломщик
1891 1.1897 Вологодская и Тотемская епархия, Вологодская губ., г. Кадников, Николаевский собор, диакон
1.3.1897 14.3.1902 Енисейская и Красноярская епархия, Енисейская губ., Красноярский уезд, Погорельская волость, с. Иркутское, Казанская церковь, священник
14.3.1902 не позднее 10.1913 Енисейская и Красноярская епархия, Енисейская губ., Красноярский уезд, с. Погорельское, Николаевская церковь, священник. За нарушения указаний епархиального начальства был запрещен в священнослужении (1913)
15.1.1914 10.1915 Енисейская и Красноярская епархия, Енисейская губ., Енисейский уезд, с. Мокрушенское, священник (на должности псаломщика)
10.1915 4.1919 Енисейская и Красноярская епархия, Енисейская губ., Ачинский уезд, с. Изыкчуль, священник. В 1916 окормлял Ново-Никольский Николаевский приход (Большой Улуй), а в 1917–1918 — Тургеневский Серафимовский приход Ачинского уезда. Учитель и попечитель церковно-приходских и народных школ
4.1919 между 1922 и 1924 Енисейская и Красноярская епархия, Енисейская губ., Красноярский уезд, Погорельская волость, с. Талое, Троицкая церковь, священник, настоятель

Награды
14.3.1912 право ношения камилавки

Другие сведения
«Прадед очень любил детей, много с ними занимался. Рассказывал сказки, которые сам сочинял. Читал стихи любимых народных поэтов И. Никитина, А. Кольцова, И. Сурикова. Об отце бабушка рассказывала, что он был шутником, по-доброму подсмеивался над женой и детьми. Детям он всегда делал послабления во время постов. В проповедях прадед, по бабушкиным словам, мог позволить вольности, допуская некоторые отступления от канонов. За это прабабушка Надежда очень сердилась и ругала мужа. Она была особо религиозной. Прадед хорошо пел тенором. У него были светлые голубые глаза, рыжеватые волосы, высокий лоб, открытая и добрая улыбка. Он умел общаться глазами. В них проглядывалась чистая, умеющая любить душа. Этот образ, переданный мне бабушкой, я храню в своей памяти. Я вижу его отчетливо, хотя никогда с прадедом не встречался» (Минцкер В. О жизни сельского приходского священника о. Александра Мальцева на переломе истории. С. 3).

Отец Александр был гостеприимным и общительным человеком. В его доме читали вслух литературные произведения, обсуждали за чаем волнующие людей вопросы, играли в лото. Он хорошо знал своих прихожан, помогал им, следил за из духовной жизнью. Имел свободный, независимый характер, высокое понятие о чести, достоинстве и справедливости, не допускал чинопочитания и карьеризма. Ему, вскоре после смерти жены (1913 г.), было запрещено священнослужение (вероятно, из-за плохих отношений с новым архиереем). Дочь отца Александра связывала причины запрещения также с невыполнением священником указаний архиерея об упоминании в проповеди отрешения от Церкви Льва Толстого и с его сыном Петром Мальцевым — революционером (Там же).

В страшные годы Гражданской войны он принял страдальческую кончину. Революцию отец Александр не признал, остался верен церковной присяге на верноподданство и не приветствовал отречение царя, был против насилия и братоубийственной бойни, его пугала ломка традиций и вовлечение семьи в кровопролитную братоубийственную смуту. Однако ни в каких политических акциях он не участвовал. «Он оставался проповедником христианства, православия и гуманизма. О. Александр продолжает жить в с. Талое, но часто бывает в Канске у дочери Александры. Живя в богоборческое время у дочери, о. Александр приезжал в свой приход по праздникам и по вызову прихожан.

В 1920–1921 гг. по Сибири катится волна крестьянских восстаний против советской власти. Крестьяне восстали против мобилизации в Красную армию и продразверстки, которая оставляла крестьян без хлеба. В вооруженном протесте приняли участие и партизаны, воевавшие против белогвардейских войск и чехословацкого корпуса в 1918–1919 гг.

Центром одного из таких восстаний было село Зеледеево, что рядом с селами Талое и Погорельское. Пик восстания пришелся на октябрь – ноябрь 1920 г. Конец повстанчества — 1922–1925 гг. Район от Ачинска до Канска был зоной волнений и восстаний. Крестьяне отказывались выполнять продразверстку, прекратили отсыпку хлеба и доставку фуража и дров, отказывались от мобилизации в Красную армию, массово дезертировали из нее. Семьи дезертиров подвергались репрессиям…

Ликвидация восстаний продолжалась до марта 1921 г. Мелкие отряды повстанцев ушли в тайгу и действовали до 1922 г.
В Сибири и Поволжье в 1920–1921 гг. был массовый голод. Причиной голода была продразверстка. Для помощи голодающим бабушка и прадед сдали в эти годы драгоценности, оставшиеся от прабабушки Надежды, в фонд голодающих.

Погорельские крестьяне тоже были вовлечены в восстание против мобилизации и продразверстки… В Погорельском у о. Александра происходит столкновение с бывшими прихожанами и представителями советской власти. Прадеда забивают до смерти. Бабушка рассказывала, что это произошло во время конфискации имущества и запасов зерна знакомых крестьян Погорелки. А прадед за этих раскулачиваемых крестьян, как истинный христианин и гуманист, заступился…» (Там же).

Сведения предоставлены правнуком Владимиром Моисеевичем Минцкером.

Литература
Енисейские епархиальные ведомости. 1897. № 3, отд. офиц. С. 10 ; № 8, отд. офиц. С. 58
Енисейские епархиальные ведомости. 1902. № 7. С. 194
Енисейские епархиальные ведомости. 1912. № 13. С. 2
Енисейские епархиальные ведомости. 1914. № 3. С. 7
Енисейские епархиальные ведомости. 1919. № 4. С. 57
«Иван Прокопьевич Лысков, педагог, словесник, литератор, книгоиздатель». М., 2016
Автор: Минцкер В.
История Режи и священно-церковнослужителей Режских храмов. URL: vk.com/topic-1701738_32636784
Автор: Минцкер В.
О жизни сельского приходского священника о. Александра Мальцева на переломе истории. М., 2016
Автор: Минцкер В.

http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/3473/
© 2003-2024 Казанский кафедральный собор г. Ачинск
Местная религиозная организация  Православный Приход Казанский собор  г. Ачинск Красноярской Епархии  Русской Православной Церкви  (Московский Патриархат)