Икона
Русская Православная церковь. Красноярская епархия
Крест
Ачинское благочиние
Казанский кафедральный собор г. Ачинск
По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона
Митрополита Красноярского и Ачинского
Собор
Меню

Воздвижение Креста Господня

26 сентября 2007
  • Воздвижение Креста Господня 1
  • Воздвижение Креста Господня 2
  • Воздвижение Креста Господня 3
  • Воздвижение Креста Господня 4
27 сентября Православная Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Сегодня вечером в Казанском соборе прошло праздничное Всенощное бдение, за которым Крест был торжественно вынесен на средину храма для поклонения.

"Крест - хранитель всея вселенныя" и лежит он в основе всего земного и небесного устроения. "Мир - сей видимый, создал Бог по подобию крестной четвероконечности, - писал святитель Димитрий Ростовский, - ибо Он создал его разделённым на четыре части: восток, запад, полдень (юг) и полночь (север); и человека создал Господь по подобию крестной четвероконечности, ибо, когда человек распростирает руки свои, он имеет вид четвероконечного креста".

Последние две тысячи лет человечество живёт под знаком Животворящего креста, неразрывно связанного с добровольной жертвой, принесённой за весь мир Иисусом Христом, - позорное орудие казни, освящённое Его страданиями и Его кровью, оно стало символом победы над смертью и грехом, орудием спасения христиан.

В Х веке вместе с христианством пришёл Животворящий Крест и в Россию - с тех пор он освящал всю жизнь общества, согласно правилу VII Вселенского Собора, предписывающего изображение креста "полагати на всех Божиих церквах, на освящённых сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях...".

На Руси кресты всегда почитались наравне с чудотворными иконами. Нательные кресты Х века были четырёхконечными, с равными концами - изготавливались они из различных пород камня и дерева, стекла, янтаря, кости, а на крестах "домонгольского" периода помещалось изображение Богоматери с надписью: "Святая Богородице, помогай". Часто встречается на крестах и изображение Николая Чудотворца - "всеобщего заступника рода христианского".

С синодальным периодом истории Русской Православной Церкви связано появление у священнослужителей наградных крестов. Особыми наградами для духовенства стали наперсные кресты, выпущенные в память крупнейших событий в истории России.

Напрестольные (воздвизальные) кресты возносятся священниками в православных храмах на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября. В древние кресты обычно помещались частицы Крестного Древа Христова. Согласно Священному Преданию, императрица Елена, по поручению своего сына Константина Великого, отправилась в Иерусалим на поиски Креста, на котором был распят Спаситель. Голгофа и место гробницы Спасителя в то время уже были застроены языческими храмами. Императрица разрушила эти храмы и начала раскопки, которые увенчались успехом: были найдены три креста, табличка с надписью "Царь Иудейский", найденная рядом с крестами, а также пещера Гроба Господня. На каком из крестов был распят Спаситель, помог определить случай: когда кресты несли по городу, возле одного из них произошло исцеление одной женщины и воскрешение умершего. Именно этот Крест и был торжественно явлен народу иерусалимским епископом Макарием 14 сентября 331 года. Этот Крест стал главной святыней Церкви, и его святые частицы разошлись по всему миру.

В каждом храме России непременно находится Голгофский Крест - как напоминание о том, что "Церковь есть образ Распятия, погребения и Воскресения". Крест является основополагающим символом богослужения вне стен храма во время крестного хода: водружённый на высокое древко, он, вознесённый над процессией христиан, освящает и благословляет крестный ход. Защищает он и воинов перед сражением - именно с военными походами ещё во времена императора Константина (IV век н.э.) связывают появление выносных крестов и хоругвей, так же как и появление тропаря Кресту: "Спаси, Господи, люди Твоя ...".

Невольно приходят на ум слова святителя Иоанна Златоуста: "Ныне радость на небе и на земле, ибо светоносный и Животворящий Крест Христов является миру, демоны бегут от него, недуги исцеляются им, мрачная тьма прогоняется, и все концы земли просвещаются".

При царе Константине (в IV веке), в Иерусалиме был построен огромный великолепный храм Воскресения Христова на месте Голгофы и погребения Спасителя. Часть Голгофского холма была снесена, и та пещера, где лежало тело Иисуса Христа, оказалась внутри храма. Над ней (уже в самом храме) устроили небольшую часовню, престолом которой послужило ложе, принявшее когда-то бездыханное тело Спасителя. То место, где стоял Крест, очерчено и на нем написаны слова: "Приидите, поклонимся подножию ног Его!"

Поделиться:
© 2003-2022 Казанский кафедральный собор г. Ачинск
Местная религиозная организация  Православный Приход Казанский собор  г. Ачинск Красноярской Епархии  Русской Православной Церкви  (Московский Патриархат)