Икона
Русская Православная церковь. Красноярская епархия
Крест
Ачинское благочиние
Казанский кафедральный собор г. Ачинск
По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона
Митрополита Красноярского и Ачинского
Собор
Меню

Благословение колива

14 марта 2008
  • Благословение колива 1
  • Благословение колива 2
  • Благословение колива 3
В субботу первой седмицы Великого поста Церковь молитвенно вспоминает Великомученика Феодора Тирона. Сегодня по окончании Литургии Преждеосвященных Даров священники Казанского собора читали канон святому Великомученику Феодору, после чего состоялся чин благословения колива.

Первые дни Великого поста в народе называют чистыми. Чистый понедельник, например. Ибо с упорством и надеждой приступает люд православный к великопостному труду очищения души от всякой скверны, от уныния и нерадения прилипшей нечистоты.

Такой труд духовный наши благочестивые предки называли говением, что в переводе означает "благоговейное приуготовление". Еще в произведениях русского писателя Ивана Шмелева в описаниях российской жизни начала века мы видим, как серьезно относились к этому наши прадеды: прекращались всяческие увеселения, закрывались театры, работник имел право отпроситься у хозяина на три дня для говения... Но тогда же в нашем обществе наблюдалось уже и иное. Малый художественный театр был, конечно, закрыт. Но за его кулисами актеры устраивали для себя и для своих знакомых веселые представления. В насмешку над постом их называли "капустниками". Это название сохранилось до сего дня. Оно известно многим, но вряд ли кто, кроме историков театра, вспоминает ныне его происхождение.

Удивительно, что такое противостояние длится уже много веков. Одни стремятся сделать себя хоть немного лучше, а другим почему-то недостаточно собственного падения, и они неимоверные усилия прилагают к тому, чтобы все были такими же, как они. Всякий, кому приходилось принимать серьезное решение, наверное, помнит, как вдруг объявлялось множество "благожелателей". Например, собираешься бросить курить, а они подсовывают тебе сигарету, да еще обещают: "Да не бойся, мы никому не скажем, пусть другие думают, что ты не куришь". Хочешь уйти с дружеской встречи пораньше да потрезвее, а они угощают да подливают сверх всякой меры. А уж кто приступает впервые держать пост, те тем более столкнутся с непониманием, с ухмылками, со стремлением заронить в душу сомнения. Если внимательно поразмыслить над этим, то неожиданно понимаешь - в глубине души у многих из тех, кто кричит с телеэкранов о своем атеизме, неумолимо грызет сердце совесть. И наедине с собой, когда нет вокруг телекамер и не перед кем самоутверждаться, такой человек чувствует, что он чем-то обделен, не имеет чего-то важного, наполняющего жизнь другого его современника глубоким сокровенным смыслом. Вот тогда-то свое неверие начинают отстаивать с поистине религиозным фанатизмом, вот тогда-то начинают добиваться, чтобы все были, как я. Я курю, и ты научись. Я не соблюдаю постов, и тебе незачем. Я в храм не хожу, и потому строительство храмов все должны считать ненужным.

Все это уже было в истории Православия. В субботу первой седмицы Великого поста Православная Церковь празднует память святого великомученика Феодора Тирона. Этот угодник Божий стяжал мученический венец при императоре около 306 года. Римский император Юлиан, отступник и гонитель христианства, желая осквернить святой пост именно в первую седмицу Четыредесятницы, издревле особо чтимую, повелел ежедневно в течение всей недели тайно осквернять кровью идольских жертв припасы, продаваемые по обычаю на торжище, от которых христиане должны были удерживаться. Но злоумышление врагов стало известно христианам. Святой великомученик Феодор Тирон, пострадавший при Максимиане и замученный за отказ есть идоложертвенное, явился наяву, а не во сне, к константинопольскому архиепископу Евдоксию и повелел ему призвать верующих и запретить им покупать на торжище оскверненную пищу. Епископ не знал, чем заменить это лишение, особенно бедным людям, имеющим недостаток в домашних припасах. Святой посоветовал употреблять в пищу коливо, или вареную пшеницу с медом, называемую иногда кутьей. Так и поступили, посрамив таким образом нечестивые намерения кощунника.

Обычно в конце первой седмицы, в пятницу, утром после литургии служится молебен с освящением колива в воспоминание чуда великомученика Феодора Тирона. Освященное коливо раздается присутствующим и употребляется натощак.

По материалам сайта www.gov.karelia.ru/

Поделиться:
© 2003-2024 Казанский кафедральный собор г. Ачинск
Местная религиозная организация  Православный Приход Казанский собор  г. Ачинск Красноярской Епархии  Русской Православной Церкви  (Московский Патриархат)