Сегодня в Казанском соборе служили пассию.
Чтобы достойно приготовить верующее сердце к встрече праздника Христова Воскресения, Святая Церковь установила особые службы – пассии. Их четыре, по числу Евангелий. Совершаются они на вечерне четырех воскресных дней Великого поста. В переводе с латинского «passio» - «страдание» (с церковно-славянского - «страсть»). На каждой пассии посреди храма поставляется большое Распятие, перед которым читаются отрывки из четырех Евангелий, повествующие о событиях двухтысячелетней давности. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
В молитвенных размышлениях, в благоговейном стоянии перед Распятием верующее сердце заново переживает последние часы жизни Спасителя, старается глубже вникнуть в тайну креста Господня, пытается постичь силу благодатных его даров.
Зачем же нужна была столь великая жертва? Почему именно смерти Христа придается исключительное значение в деле спасения человеческого рода?
«… На сей час Я и пришел», - говорит Сам Господь о Своем смертном часе [Ин. 12, 27].
Любовь Божия – есть подлинная любовь. Подлинной любви свойственно сострадание, самоотвержение.
Скорбел Господь о людях. Любил неразумных Своих чад. И в Своей безмерной любви решил сострадать нам во всем. Вместе с нами претерпел все муки вплоть до смерти. Вершины своей любовь Божественная к людям достигла на кресте, где Христос понес наш грех как Свой собственный. «Кровию креста» [Кол. 1, 20] совершается спасение человечества.
И «хотя Христос и умер как человек, и святая Его душа разлучилась с пречистым Его телом, Божество Его осталось неразлучно с обеими, и с душой, и с телом», - учит Иоанн Дамаскин. Поэтому смерти «невозможно было удержать Его» [Деян. 2, 24].
На пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы - дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного", которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен "Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий..." Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста - сораспятии со Христом. В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.