Икона
Русская Православная церковь. Красноярская епархия
Крест
Ачинское благочиние
Казанский кафедральный собор г. Ачинск
По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона
Митрополита Красноярского и Ачинского
Собор
Меню

Рождественские чтения

Доклад
на городских Рождественских образовательных чтениях

Третий год в Ачинске, и 17-й год в Краевом центре проходят Рождественские образовательные чтения. Тема чтений: «1917 – 2017: Уроки столетия». Чем ознаменовалось для простого человека, не интересующегося политикой, начало новой эпохи? Резким падением нравственности. Для простого крестьянина 1917 год - это время, когда на дверях домов появились замки, а на улицах – пьяные. С той поры, несмотря на все попытки государственной власти, нравственная ситуация постоянно ухудшается. Если, скажем, в конце 19 века на всю Российскую империю приходилось менее 1000 разводов в год, то в настоящее время более половины зарегистрированных в России браков распадается. В стране совершается более 6 миллионов абортов в год. На этом фоне такие эфемерные достижения прогресса, как интернет, телефоны, гаджеты смотрятся, по крайней мере, несерьезно. Грех захватывает всё новые и новые позиции, отвоевывает у общества новые территории. Еще несколько десятков лет назад стыдно даже было подумать о том, что сейчас открыто делают люди с прямого одобрения или при равнодушном молчании общества. Этот процесс хорошо выразил Ф.М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы»: «В мире идет война между Богом и дьяволом, и поле битвы – сердца людей». В этой войне Церковь на переднем плане. Одна из важнейших ее задач в обществе – обличать грех, называть грех грехом, стоять на рубежах нравственности.

Сегодня, на Рождественских образовательных чтениях я хотел бы немного сказать о мистической связи этих двух слов «Рождество» и «Образование».
1 декабря 2016 года в своем ежегодном послании президента РФ Федеральному Собранию Владимир Владимирович Путин, говоря о базовых задачах образования, привел слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства…»
Главой государства школе поставлена задача – воспитывать нравственного человека. Если серьезно подойти к этой задаче, прежде всего необходимо определиться в главном: что нравственно, а что безнравственно. На самом деле – это непростая задача. Потому что из одних уст мы слышим: «Убей неверного», а из других: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас». В одном обществе нормой считается честное супружество, в другом вместо слов «папа» и «мама» появляются определения «родитель 1» и «родитель 2», потому что в семье могут быть однополые супруги. Причем, в одном и том же обществе эти понятия со временем видоизменяются, обычно в сторону понижения нравственной планки. Что взять за образец, эталон нравственности? Какого бы реального человека мы не взяли в рассмотрение – мы найдем в нем и хорошее и плохое. Можно, конечно, попробовать, как Агафья Тихоновна из Гоголевской «Женитьбы» «…губы Никанора Ивановича приставить к носу Ивана Кузьмича…». Но это будет фантазия, фикция. В качестве образа для воспитания нужна живая, реальная личность, которая может вдохновить, стать примером для подражания.
Рождество подарило образованию Образ Христа – Совершенного Бога и Совершенного Человека. По моему мнению, задача образования – сделать этот образ знаемым и любимым для своих воспитанников. Сделать так, чтобы детям полюбились кротость, смирение, милосердие, человеколюбие, правдивость, жертвенность, верность – те душевные качества, которые вмещал в себя Христос. Чтобы эти добродетели полюбили ребята и в окружающих людях, и в себе. Чтобы «модно», «престижно», «популярно» было их иметь и по ним поступать. (Кстати, чертами этого Образа советская идеология наградила дедушку Ленина, а Нагорную проповедь Христа сделала моральным кодексом строителя коммунизма, на время, и довольно успешно, заполнив вакуум, образовавшийся после уничтожения в стране религии). Детская душа ищет правды, искренности, жаждет подвига. Всё это можно открыть ребенку в христианстве, при условии, если преподаватель сам в это верит, этим дышит и живёт. В обществе нужно создать атмосферу нетерпимости греха, его позорности. В период небывалого патриотического подъема, поддержки государственной власти это, мне кажется, возможно.
В светской школе познакомить ребенка с Христом можно в рамках изучения Православной культуры, в которой Образ Христа преломился, отразился фантазией и талантом многочисленных художников, поэтов, литераторов. Совместный проект Церкви и Государства – введение в школах курса ОРКСЭ может стать первым шагом на пути нравственного воспитания общества. Уже шестой год этот проект в действии. Постепенно, хоть и очень медленно, в школах снижается уровень недоверия к преподаванию Основ Православной культуры. При этом школьному руководству желательно иметь в виду, что практический результат внерелигиозного преподавания Православной культуры в огромной степени зависит от личности преподавателя, его личного отношения к Христу и Церкви. И не только преподавателя ОПК, но и любого другого предмета. Мне кажется, решить проблему нравственного воспитания детей можно только повышая уровень нравственности преподавателей. Искренний, любящий детей, верующий преподаватель, например, физики, литературы, астрономии – может заронить в сердце ученика крупицу веры и желание жить сообразно с нравственным Образом Христа. Причем, даже ни слова о Христе не говоря! Как это было, скажем, в советских фильмах. Например, «Белые росы», «Любовь и голуби», «Мужики» и многих других действительно Православных художественных произведениях того страшного времени, когда слово «Бог» было под запретом цензуры и писалось лишь при необходимости и то со строчной буквы.
На этом можно было бы остановиться. Но хочется несколько слов сказать о том, какую роль в процессе становления и утверждения нравственности играет религия, Церковь. Как сделать так, чтобы Христос стал не только предметом восхищения, образцом для подражания, но чтобы он реально изменил жизнь человека? Как сделать, чтобы те душевные качества, которые дети полюбили в Христе стали их личными качествами? Для этого необходимо, чтобы христианство стало жизненной основой человека, чтобы он систематически, постоянно сравнивал свои дела, слова, мысли, чувства с Евангельским идеалом. И не просто сравнивал и замечал различия, но и прилагал волевое усилие для преодоления этих различий, чтобы был непрестанный нравственный вектор, призыв к совершенству. Необходимо, чтобы между человеком и Христом установились личные отношения, чтобы Сам Спаситель стал Учителем и Руководителем на жизненном пути. Без этого Образ Христа останется недостижимой красивой сказкой, фантазией. Здесь, безусловно, нужна вера, нужна религия. Нужна Церковь, которая хранит Образ Христа, врачует от греховных ран в Таинстве Покаяния, соединяет теснейшим образом с Христом в Таинстве Евхаристии, поддерживает и укрепляет на христианском пути, в том числе, примером жизни святых, которые, будучи такими же людьми, как и мы, достигли, насколько это возможно для человека, Подобия Христу.

24.01.2017 г.
Штатный священник Казанского собора г. Ачинска
протоиерей Сергий Пигасов
«Нравственные ценности и будущее человечества. Уроки Библии».


7 января православные христиане празднуют Рождество Христово. Но с Православием у нас в стране всё не так просто. Согласно опросам, православных у нас от 60 до 80%, но едва ли половина из них считает себя христианами. Из словосочетания «православное христианство» взято только прилагательное, а существительное, само существо веры - забыто. В наши дни для многих Православие – не религия, не образ жизни и даже не мировоззрение, а скорее традиция. При этом многие готовы с удовольствием отпраздновать «Рождество». «Рождество Христово» уже как-то напрягает, лишает праздничного настроения. Может, потому, что тревожит совесть, напоминает о грядущем суде, необходимости дать ответ за свою жизнь? У нас перед глазами пример Западной Европы, где от Рождества Христова осталось сначала просто «Рождество», ёлки и подарки. А теперь в некоторых европейских странах и ёлки уже запрещены, как и само слово «Рождество». Мне бы хотелось, чтобы на «Рождественских чтениях» мы не забыли, Чей День Рождения мы празднуем 7 января. И вспомнили о том, что Сам Родившийся Сын Божий думает о нравственности, истории и будущем человечества. Поэтому, думаю, доклад, основанный на авторитете Священного Писания, уместен на этом форуме. Вся Библия – это рассказ о Христе. Сначала о Христе Грядущем – затем о Христе Воплотившемся. Отсюда и тема доклада: «Нравственные ценности и будущее человечества. Уроки Библии».
В наше время мы становимся свидетелями процесса пересмотра истории, в частности, истории 2-й Мировой войны. Истории нет вне идеологии. У каждого народа свой взгляд и свое отношение к мировым событиям. Причем, этот взгляд со временем меняется. На моей памяти школьный учебник истории переписывался несколько раз. История динамична, и она не может быть беспристрастной. Исключение – взгляд на историю со страниц Священного Писания. В нем отражены глубинные, духовные причины исторических событий. При этом внимание читателя акцентируется не на цифрах и датах, а на отношении к тому или иному событию Творца и Промыслителя.
О чем говорит нам библейская история? Согласно Библии, полная утрата человечеством нравственного закона стала причиной уничтожения человечества во время Великого потопа. Яркий пример гнева Божия за нечестие – гибель великих городов Содома и Гоморры, которые Господь обещал помиловать, если найдется в них хотя бы 10 праведников. Не нашлось. Сейчас на этом месте, по преданию, Мертвое море. Есть в Писании пример помилования целого города. Объявленное Богом через пророка Иону скорое уничтожение города Ниневии было отменено после всеобщего покаяния. Когда жители, признав свои беззакония, наложили пост на все живое, в том числе детей и домашний скот.

Несколько акцентов:
1. Благоденствие человечества зависит от его нравственного состояния. Существуют общечеловеческие ценности и нравственные критерии, понятные каждому человеку на земле. Любой человек понимает добро и зло, это понятие вложено в совесть человека и каждому человеку дана свобода выбора. И потому, даже не знающий Закона Божия, письменного, или устного – ответственен перед Богом за нарушение нравственного закона.

2. Огромная роль праведника в жизни человечества. Святой Серафим Саровский говорил: «Стяжи (приобрети) дух мирный и тысячи спасутся возле тебя». Святой Даниил Ачинский, по рассказам очевидцев, такую имел благодать, что, «кто только его увидит, весь изменяется, хотя бы и закоснелый был грешник: вдруг зарыдает, и признает свои грехи, и просит наставления». Мир стоит, пока в нем есть праведники.
Причем, с точки зрения христианского учения, силу, значение и смысл имеет не всякое доброе дело, а лишь дело, совершаемое по Заповеди, «ради Христа». Этому нас учат нищие у храмов: «Подайте ради Христа», это значит, отнесись ко мне не с презрением и надменностью благодетеля, а как к брату, не с осуждением и пренебрежением, а с пониманием того, что ты сам раб и сам должник Богу, чтобы, по слову Евангелия, «левая рука не знала, что делает правая». Добрые дела, творимые по желанию сердца, напоказ, из тщеславия и самоутверждения только растят самомнение, своё «Я» в человеке. Только христианская нравственность возводит человека к истинной праведности – тихой, смиренной, не ждущей признания и награды. Такая нравственность делает человека похожим на Христа, Который сказал «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».

3. Возможность покаяния, т.е. изменения отношения к своим злым поступкам, словам, мыслям с твердым намерением исправиться. Иисус Христос начал Свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Одна из величайших ценностей материального мира, в котором мы живем – это время. Оно дает нам шанс на покаяние, изменение. В следующую минуту, мгновение времени мы можем войти совершенно другим человеком, с другими мыслями и желаниями. Поэтому святые говорят, что самая мучительная мысль человека при входе в вечность, за пределы земного бытия - «поздно».

Еще более серьезную, глубинную причину бедствий народа, другой аспект, отличный от простого нарушения нравственного закона, дает библейская Книга Царств. Это особое наказание Божие Израилю, народу-богоносцу, за отвержение Бога, за предательство веры. Именно к такому народу-богоносцу относится и наша страна. Россия издревле называется «Святой Русью», «домом Пресвятой Богородицы». Господь ждет от нашего народа не только нравственности и праведности, а живой и деятельной веры, ревностного служения Ему. Подобно тому, как за отвержение Бога, за предательство веры, за религиозную теплохладность израильский народ был уведен в Вавилонский плен на 70 лет – Россия прошла свой 70-летний Вавилон в 20 веке. Евреи были пленены, удалены от Храма, от жертвоприношения. В России были разграблены, разрушены храмы, священники расстреляны, или заключены в тюрьмы и невозможно был даже услышать Слова Божия по всей некогда святой Руси. И как евреи, вернувшись из земли изгнания, первым делом начали строить разрушенный Храм, так и в России, после 70-ти лет духовного помрачения, вновь строятся и наполняются храмы. Поэтому есть надежда, что Родина наша возродится в своём былом величии и могуществе.

Священное Писание не дает оптимистического исторического прогноза. В земной истории зло восторжествует над добром и, в конце концов, одержит полную победу. И причиной окончания земной истории будет не что иное, как нравственное состояние людей. Вот как говорит об этом Апостол Павел в своем послании к Тимофею: "В последние дни, наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2 Тим. 3:1-5). «Вид благочестия» - это как западная приклеенная улыбка на лице, соединенная с презрением и равнодушием в сердце. Или как дежурный вопрос: «Хау ду ю ду» без всякого желания и готовности получить на него развернутый ответ. В чем сила благочестия, нравственности? Она в вере, она в любви. Потому еще один признак приближающегося конца мира: "По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Мф. 24:12).
Подводя итог, хочу выразить мнение: Рождественские чтения не должны ограничиваться разговором о нравственности. Таких форумов достаточно много, а эффективность их под сомнением. Рождественские чтения – это повод поговорить именно о христианской нравственности, а ожидаемый положительный результат этого форума для слушателей и участников - желание раскрыть Евангелие и открыть для себя Христа.

2018 г.
Штатный священник Казанского собора г. Ачинска
протоиерей Сергий Пигасов
© 2003-2024 Казанский кафедральный собор г. Ачинск
Местная религиозная организация  Православный Приход Казанский собор  г. Ачинск Красноярской Епархии  Русской Православной Церкви  (Московский Патриархат)