Икона
Русская Православная церковь. Красноярская епархия
Крест
Ачинское благочиние
Казанский кафедральный собор г. Ачинск
По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона
Митрополита Красноярского и Ачинского
Собор
Меню

Доклад на РЧ 2017 год. Рождество и образование.

Доклад
на городских Рождественских образовательных чтениях

Третий год в Ачинске, и 17-й год в Краевом центре проходят Рождественские образовательные чтения. Тема чтений: «1917 – 2017: Уроки столетия». Чем ознаменовалось для простого человека, не интересующегося политикой, начало новой эпохи? Резким падением нравственности. Для простого крестьянина 1917 год - это время, когда на дверях домов появились замки, а на улицах – пьяные. С той поры, несмотря на все попытки государственной власти, нравственная ситуация постоянно ухудшается. Если, скажем, в конце 19 века на всю Российскую империю приходилось менее 1000 разводов в год, то в настоящее время более половины зарегистрированных в России браков распадается. В стране совершается более 6 миллионов абортов в год. На этом фоне такие эфемерные достижения прогресса, как интернет, телефоны, гаджеты смотрятся, по крайней мере, несерьезно. Грех захватывает всё новые и новые позиции, отвоевывает у общества новые территории. Еще несколько десятков лет назад стыдно даже было подумать о том, что сейчас открыто делают люди с прямого одобрения или при равнодушном молчании общества. Этот процесс хорошо выразил Ф.М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы»: «В мире идет война между Богом и дьяволом, и поле битвы – сердца людей». В этой войне Церковь на переднем плане. Одна из важнейших ее задач в обществе – обличать грех, называть грех грехом, стоять на рубежах нравственности.

Сегодня, на Рождественских образовательных чтениях я хотел бы немного сказать о мистической связи этих двух слов «Рождество» и «Образование».
1 декабря 2016 года в своем ежегодном послании президента РФ Федеральному Собранию Владимир Владимирович Путин, говоря о базовых задачах образования, привел слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства…»
Главой государства школе поставлена задача – воспитывать нравственного человека. Если серьезно подойти к этой задаче, прежде всего необходимо определиться в главном: что нравственно, а что безнравственно. На самом деле – это непростая задача. Потому что из одних уст мы слышим: «Убей неверного», а из других: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас». В одном обществе нормой считается честное супружество, в другом вместо слов «папа» и «мама» появляются определения «родитель 1» и «родитель 2», потому что в семье могут быть однополые супруги. Причем, в одном и том же обществе эти понятия со временем видоизменяются, обычно в сторону понижения нравственной планки. Что взять за образец, эталон нравственности? Какого бы реального человека мы не взяли в рассмотрение – мы найдем в нем и хорошее и плохое. Можно, конечно, попробовать, как Агафья Тихоновна из Гоголевской «Женитьбы» «…губы Никанора Ивановича приставить к носу Ивана Кузьмича…». Но это будет фантазия, фикция. В качестве образа для воспитания нужна живая, реальная личность, которая может вдохновить, стать примером для подражания.
Рождество подарило образованию Образ Христа – Совершенного Бога и Совершенного Человека. По моему мнению, задача образования – сделать этот образ знаемым и любимым для своих воспитанников. Сделать так, чтобы детям полюбились кротость, смирение, милосердие, человеколюбие, правдивость, жертвенность, верность – те душевные качества, которые вмещал в себя Христос. Чтобы эти добродетели полюбили ребята и в окружающих людях, и в себе. Чтобы «модно», «престижно», «популярно» было их иметь и по ним поступать. (Кстати, чертами этого Образа советская идеология наградила дедушку Ленина, а Нагорную проповедь Христа сделала моральным кодексом строителя коммунизма, на время, и довольно успешно, заполнив вакуум, образовавшийся после уничтожения в стране религии). Детская душа ищет правды, искренности, жаждет подвига. Всё это можно открыть ребенку в христианстве, при условии, если преподаватель сам в это верит, этим дышит и живёт. В обществе нужно создать атмосферу нетерпимости греха, его позорности. В период небывалого патриотического подъема, поддержки государственной власти это, мне кажется, возможно.
В светской школе познакомить ребенка с Христом можно в рамках изучения Православной культуры, в которой Образ Христа преломился, отразился фантазией и талантом многочисленных художников, поэтов, литераторов. Совместный проект Церкви и Государства – введение в школах курса ОРКСЭ может стать первым шагом на пути нравственного воспитания общества. Уже шестой год этот проект в действии. Постепенно, хоть и очень медленно, в школах снижается уровень недоверия к преподаванию Основ Православной культуры. При этом школьному руководству желательно иметь в виду, что практический результат внерелигиозного преподавания Православной культуры в огромной степени зависит от личности преподавателя, его личного отношения к Христу и Церкви. И не только преподавателя ОПК, но и любого другого предмета. Мне кажется, решить проблему нравственного воспитания детей можно только повышая уровень нравственности преподавателей. Искренний, любящий детей, верующий преподаватель, например, физики, литературы, астрономии – может заронить в сердце ученика крупицу веры и желание жить сообразно с нравственным Образом Христа. Причем, даже ни слова о Христе не говоря! Как это было, скажем, в советских фильмах. Например, «Белые росы», «Любовь и голуби», «Мужики» и многих других действительно Православных художественных произведениях того страшного времени, когда слово «Бог» было под запретом цензуры и писалось лишь при необходимости и то со строчной буквы.
На этом можно было бы остановиться. Но хочется несколько слов сказать о том, какую роль в процессе становления и утверждения нравственности играет религия, Церковь. Как сделать так, чтобы Христос стал не только предметом восхищения, образцом для подражания, но чтобы он реально изменил жизнь человека? Как сделать, чтобы те душевные качества, которые дети полюбили в Христе стали их личными качествами? Для этого необходимо, чтобы христианство стало жизненной основой человека, чтобы он систематически, постоянно сравнивал свои дела, слова, мысли, чувства с Евангельским идеалом. И не просто сравнивал и замечал различия, но и прилагал волевое усилие для преодоления этих различий, чтобы был непрестанный нравственный вектор, призыв к совершенству. Необходимо, чтобы между человеком и Христом установились личные отношения, чтобы Сам Спаситель стал Учителем и Руководителем на жизненном пути. Без этого Образ Христа останется недостижимой красивой сказкой, фантазией. Здесь, безусловно, нужна вера, нужна религия. Нужна Церковь, которая хранит Образ Христа, врачует от греховных ран в Таинстве Покаяния, соединяет теснейшим образом с Христом в Таинстве Евхаристии, поддерживает и укрепляет на христианском пути, в том числе, примером жизни святых, которые, будучи такими же людьми, как и мы, достигли, насколько это возможно для человека, Подобия Христу.

24.01.2017 г.
Штатный священник Казанского собора г. Ачинска
протоиерей Сергий Пигасов
© 2003-2024 Казанский кафедральный собор г. Ачинск
Местная религиозная организация  Православный Приход Казанский собор  г. Ачинск Красноярской Епархии  Русской Православной Церкви  (Московский Патриархат)