Икона
Русская Православная церковь. Красноярская епархия
Крест
Ачинское благочиние
Казанский кафедральный собор г. Ачинск
По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона
Митрополита Красноярского и Ачинского
Христос Воскресе!
Собор
Меню

Доклад на РЧ 2018 год. «Нравственные ценности и будущее человечества. Уроки Библии».

«Нравственные ценности и будущее человечества. Уроки Библии».


7 января православные христиане празднуют Рождество Христово. Но с Православием у нас в стране всё не так просто. Согласно опросам, православных у нас от 60 до 80%, но едва ли половина из них считает себя христианами. Из словосочетания «православное христианство» взято только прилагательное, а существительное, само существо веры - забыто. В наши дни для многих Православие – не религия, не образ жизни и даже не мировоззрение, а скорее традиция. При этом многие готовы с удовольствием отпраздновать «Рождество». «Рождество Христово» уже как-то напрягает, лишает праздничного настроения. Может, потому, что тревожит совесть, напоминает о грядущем суде, необходимости дать ответ за свою жизнь? У нас перед глазами пример Западной Европы, где от Рождества Христова осталось сначала просто «Рождество», ёлки и подарки. А теперь в некоторых европейских странах и ёлки уже запрещены, как и само слово «Рождество». Мне бы хотелось, чтобы на «Рождественских чтениях» мы не забыли, Чей День Рождения мы празднуем 7 января. И вспомнили о том, что Сам Родившийся Сын Божий думает о нравственности, истории и будущем человечества. Поэтому, думаю, доклад, основанный на авторитете Священного Писания, уместен на этом форуме. Вся Библия – это рассказ о Христе. Сначала о Христе Грядущем – затем о Христе Воплотившемся. Отсюда и тема доклада: «Нравственные ценности и будущее человечества. Уроки Библии».
В наше время мы становимся свидетелями процесса пересмотра истории, в частности, истории 2-й Мировой войны. Истории нет вне идеологии. У каждого народа свой взгляд и свое отношение к мировым событиям. Причем, этот взгляд со временем меняется. На моей памяти школьный учебник истории переписывался несколько раз. История динамична, и она не может быть беспристрастной. Исключение – взгляд на историю со страниц Священного Писания. В нем отражены глубинные, духовные причины исторических событий. При этом внимание читателя акцентируется не на цифрах и датах, а на отношении к тому или иному событию Творца и Промыслителя.
О чем говорит нам библейская история? Согласно Библии, полная утрата человечеством нравственного закона стала причиной уничтожения человечества во время Великого потопа. Яркий пример гнева Божия за нечестие – гибель великих городов Содома и Гоморры, которые Господь обещал помиловать, если найдется в них хотя бы 10 праведников. Не нашлось. Сейчас на этом месте, по преданию, Мертвое море. Есть в Писании пример помилования целого города. Объявленное Богом через пророка Иону скорое уничтожение города Ниневии было отменено после всеобщего покаяния. Когда жители, признав свои беззакония, наложили пост на все живое, в том числе детей и домашний скот.

Несколько акцентов:
1. Благоденствие человечества зависит от его нравственного состояния. Существуют общечеловеческие ценности и нравственные критерии, понятные каждому человеку на земле. Любой человек понимает добро и зло, это понятие вложено в совесть человека и каждому человеку дана свобода выбора. И потому, даже не знающий Закона Божия, письменного, или устного – ответственен перед Богом за нарушение нравственного закона.

2. Огромная роль праведника в жизни человечества. Святой Серафим Саровский говорил: «Стяжи (приобрети) дух мирный и тысячи спасутся возле тебя». Святой Даниил Ачинский, по рассказам очевидцев, такую имел благодать, что, «кто только его увидит, весь изменяется, хотя бы и закоснелый был грешник: вдруг зарыдает, и признает свои грехи, и просит наставления». Мир стоит, пока в нем есть праведники.
Причем, с точки зрения христианского учения, силу, значение и смысл имеет не всякое доброе дело, а лишь дело, совершаемое по Заповеди, «ради Христа». Этому нас учат нищие у храмов: «Подайте ради Христа», это значит, отнесись ко мне не с презрением и надменностью благодетеля, а как к брату, не с осуждением и пренебрежением, а с пониманием того, что ты сам раб и сам должник Богу, чтобы, по слову Евангелия, «левая рука не знала, что делает правая». Добрые дела, творимые по желанию сердца, напоказ, из тщеславия и самоутверждения только растят самомнение, своё «Я» в человеке. Только христианская нравственность возводит человека к истинной праведности – тихой, смиренной, не ждущей признания и награды. Такая нравственность делает человека похожим на Христа, Который сказал «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».

3. Возможность покаяния, т.е. изменения отношения к своим злым поступкам, словам, мыслям с твердым намерением исправиться. Иисус Христос начал Свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Одна из величайших ценностей материального мира, в котором мы живем – это время. Оно дает нам шанс на покаяние, изменение. В следующую минуту, мгновение времени мы можем войти совершенно другим человеком, с другими мыслями и желаниями. Поэтому святые говорят, что самая мучительная мысль человека при входе в вечность, за пределы земного бытия - «поздно».

Еще более серьезную, глубинную причину бедствий народа, другой аспект, отличный от простого нарушения нравственного закона, дает библейская Книга Царств. Это особое наказание Божие Израилю, народу-богоносцу, за отвержение Бога, за предательство веры. Именно к такому народу-богоносцу относится и наша страна. Россия издревле называется «Святой Русью», «домом Пресвятой Богородицы». Господь ждет от нашего народа не только нравственности и праведности, а живой и деятельной веры, ревностного служения Ему. Подобно тому, как за отвержение Бога, за предательство веры, за религиозную теплохладность израильский народ был уведен в Вавилонский плен на 70 лет – Россия прошла свой 70-летний Вавилон в 20 веке. Евреи были пленены, удалены от Храма, от жертвоприношения. В России были разграблены, разрушены храмы, священники расстреляны, или заключены в тюрьмы и невозможно был даже услышать Слова Божия по всей некогда святой Руси. И как евреи, вернувшись из земли изгнания, первым делом начали строить разрушенный Храм, так и в России, после 70-ти лет духовного помрачения, вновь строятся и наполняются храмы. Поэтому есть надежда, что Родина наша возродится в своём былом величии и могуществе.

Священное Писание не дает оптимистического исторического прогноза. В земной истории зло восторжествует над добром и, в конце концов, одержит полную победу. И причиной окончания земной истории будет не что иное, как нравственное состояние людей. Вот как говорит об этом Апостол Павел в своем послании к Тимофею: "В последние дни, наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2 Тим. 3:1-5). «Вид благочестия» - это как западная приклеенная улыбка на лице, соединенная с презрением и равнодушием в сердце. Или как дежурный вопрос: «Хау ду ю ду» без всякого желания и готовности получить на него развернутый ответ. В чем сила благочестия, нравственности? Она в вере, она в любви. Потому еще один признак приближающегося конца мира: "По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Мф. 24:12).
Подводя итог, хочу выразить мнение: Рождественские чтения не должны ограничиваться разговором о нравственности. Таких форумов достаточно много, а эффективность их под сомнением. Рождественские чтения – это повод поговорить именно о христианской нравственности, а ожидаемый положительный результат этого форума для слушателей и участников - желание раскрыть Евангелие и открыть для себя Христа.

2018 г.
Штатный священник Казанского собора г. Ачинска
протоиерей Сергий Пигасов
© 2003-2022 Казанский кафедральный собор г. Ачинск
Местная религиозная организация  Православный Приход Казанский собор  г. Ачинск Красноярской Епархии  Русской Православной Церкви  (Московский Патриархат)