Протоиерей Михаил Сорокоумовский
Михаил Степанович Сорокоумовский родился 3 сентября 1887 года в мещанской семье города Зарайска Рязанской губернии. В 1907 году закончил Красноярскую Духовную Семинарию. Служил псаломщиком в Енисейске, затем диаконом в Минусинском уезде, священником в Алтатской Троицкой церкви. В 1921 году епископом Назарием назначен благочинным церквей второго участка Енисейского уезда. А 11 февраля 1923 года за активное противодействие «обновлению» решением Красноярского Губернского церковного совета, он лишается звания благочинного и священнического места. Отец Михаил не отступил от канонов Святой Церкви, не признал церковного обновленчества, будучи убежденным, что обновлять в Церкви нечего.Отец Михаил продолжал служение дома на походном антиминсе. А через год он уже был благочинным отходящих от обновленчества и возвращающихся в патриархию церквей. Эту должность он получил от сосланного в Енисейск епископа Туркестанского и Ташкентского Луки. Своим распоряжением святейший Патриарх Тихон назначил ссыльного епископа Луку (Войно-Ясенецкого) главой Енисейской епархии, не имевшей на тот момент своего канонического епископа.
За верную службу Господу и Церкви он имел награды: в 1918 г .- набедренник, в 1920 г .- скуфья, в 1926 г .- камилавка, в 1928 г .- наперсный крест, в 1934 г . – сан протоиерея. За ту же верную службу Богу и человечеству мирскими властями был «награждён» и 10-ю годами концлагерей.
До ареста он с 1932 по 1936 годы служил благочинным церквей Новосёловского района. Попавших в опалу людей, свозили в ачинскую тюрьму. Из воспоминаний бывших узников сталинских лагерей доводилось читать о тесноте тюремных камер. Порой в них набивали столько людей, что они там помещались только стоя.
О масштабах репрессий в бывшем Ачинском уезде можно судить уже по тому факту, что тюрьма не вмещала арестованных. Под тюрьмы были переоборудованы некоторые здания военного городка. В одном из этих казематах ожидал смерти приговоренный к расстрелу отец Михаил Сорокоумовский.
Когда колонну обреченных вели мимо Казанского собора, он, помолившись перед храмом, дал обет: «Матерь Божия, если останусь жив, сразу приду к Тебе». Предстательством Царицы Небесной расстрел заменили десятью годами лагерей.
Отец Михаил с матушкой Феклой имели восьмерых детей. Опальные годы семья священника жила в Новосибирске. Освободившись из лагеря, прямо в тюремной робе, протоиерей Михаил приехал в Ачинск и направился к Казанскому собору. Верующие восстанавливали храм. Вознес благодарственную молитву. Познакомившись и пообщавшись с игуменом Феодосием и монахиней Раисой, отец Михаил поехал к семье в Новосибирск и в Епархиальное управление для определения на службу.
В семье его ждали. Были рады увидеть его живым, не сломленным, готовым опять служить Богу и людям. Правда, позднее матушка Фёкла вспоминала, что, получив телеграмму о том, что он прежде проехал в Ачинск, а не к семье, обиделась. Не знала об обете, данном отцом Михаилом Пресвятой Богородице 10 лет назад.
Протоиерей Михаил Сорокоумовский был неутомимым и самоотверженным пастырем. Терпеливо сносил все невзгоды, которые на него обрушивались. Не роптал, наоборот, благодарил Бога за испытания, смиренно преодолев которые, человек получает духовную крепость и мудрость.
Отца Михаила отличала скромность, необыкновенная доброта, простота в общении, за что он был горячо любим прихожанами и всеми, кто знал его. Заступив на службу в Казанском соборе, поселился в боковой комнате притвора. День и ночь был при церкви. Служил и сторожил. В незастекленные окна внизу купола внутрь церкви заносило снег. Печь топилась только в алтаре, поддерживая там температуру чуть выше нуля.
Когда приехала матушка Фёкла, они поселились в маленькой половинке небольшого домика по улице Пристанской, дом 9. Отпевал и крестил отец Михаил бесплатно. Что прихожане приносили за требы, сразу раздавал нищим. Церковь скромно существовала на доходы от продажи свечей.
Протоиерей старался вернуть храму хотя бы подобие былого величия. При нём были отреставрированы боковые приделы. Починили покрытие главного купола. Изготовили часть оконных рам. Отремонтировали две печи (голландки). И даже купили лошадь, чтобы было на чём ездить на требы, дрова возить.
Протоиерей Михаил Сорокоумовский прослужил в Ачинске пять лет. Затем был направлен на повышение в Томск. В середине 60-х годов ушёл на покой по состоянию здоровья и в преклонном возрасте. Но ещё несколько лет продолжал жить в этом городе и поддерживать связь с Казанским собором, был духовником. Переехал к детям на станцию Зима Иркутской области, когда остался одинок и немощен. Там и похоронен.
Сохранилось письмо, написанное отцом Михаилом своим духовным чадам 2 ноября 1965 года. С любовью и кротостью объясняет батюшка молодым людям духовные законы семейной жизни. Чудесным образом сохранившееся, это письмо – как духовное завещание протоиерея Михаила современной молодежи. Ведь любовь, жертвенность и смирение – непреложные и неизменные законы существования крепкой семьи.
- «Здравствуйте, мои дорогие Варвара Даниловна, Гена, Вася, Наташа, Костя. Да и нового члена вашей семьи – Галю - всех Вас сердечно приветствую наилучшими пожеланиями. А за тебя, Геннаша, я особенно рад, что ты имеешь пока мужество сам быть верующим в Распятого и Воскресшего Иисуса Христа и сеять семя Христово в людей, дорогих тебе! Я очень рад, что ты убедил (но ты говоришь – «уговорил») Галю принять Крещение Христово. Насколько прочно ты её «уговорил»? Может быть, чувство первой любви к тебе заставило её, именно заставило, уступить тебе и креститься? Мне бы очень хотелось знать и видеть, что Крещение она приняла по вере в Самого Господа Иисуса Христа, а не только по любви к тебе. Ты, конечно должен знать, что жизнь, тем более современная, ломает человека до состояния полного нравственного калеки. Благословляю вас, мои дорогие, на совместную супружескую жизнь. Но найдёте ли вы в себе смелость пойти наперекор современному безбожию, найдёте ли мужество повенчаться в Церкви? Не испугаетесь ли вы тех нападок, какие теперь терпят люди искренне верующие? Насмешек, даже увольнение с работы за принадлежность к религиозным людям? Не струсите ли? Дай Боже вам смелость и мудрость! Материалистическое понимание истории – это движение временное, а принадлежность к вере во Христа – вечно! Как бы жизнь не ломала вас – будьте дороги друг другу и Христу. После смерти будем жить со Христом! Сознание этой совместной жизни со святыми людьми и с Самим Богом даёт нам силу переносить в жизни самые тяжёлые переживания!
На свадьбу к вам я приехать не могу, - меня не отпустит Архиерей. Потому что здесь я один, и если поеду, хотя бы на неделю, то здесь без меня будут помирать люди без исповеди, без покаяния, без причащения Тела и Крови Христовой, а за это я буду отвечать перед Богом на Страшном Суде Его. Буду молиться о вас. Живите дружно, всю жизнь ласково. Ты, Гена, как мужчина, будь помощником Гале во всех семейных делах. Не обижай её. А ты, Галочка, не требуй от мужа ничего лишнего, что будет минусом отражаться на ваших супружеских взаимоотношениях. И вы, Варвара Даниловна, Галю, как нового члена Вашей семьи, любите, не будьте строги чрезмерно. А ты, Галочка, не гордись, когда будут тебе что-либо указывать. Ты молода и неопытна. И действительно, тебе надо многому ещё учиться, Так что и от мужа и от свекрови принимай советы и указания послушно. Твоё послушание любовь к тебе мужа и деверя и золовок, создадут вам всем общие условия прекрасной идеальной жизни. Меньше озлобления, меньше раздражения, меньше придирок, и с другой стороны – больше любви, больше ласкового обращения друг к другу, больше снисхождения, больше уважения к старшим, больше любви к младшим – вот правила хорошей семейной жизни. Не взыскивать с виноватого, а прощать – вот дополнительный семейным людям завет Самого Христа, Который нас так возлюбил, что отдал себя за нас, чтобы приблизить нас к Себе, несмотря на то, что мы полны и злобы, и других грязных грехов. Еще раз скажу: Благослови вас Господь! Поздравляю вас с законным браком, а семейных ваших с новобрачными! Всё делайте с общего согласия, и не ущемляйте друг друга! Пишите мне чаще, пусть напишет и сама Галя. Целую вас всех. Будьте здоровы.
Протоиерей Михаил Сорокоумовский».