Икона
Русская Православная церковь. Красноярская епархия
Крест
Ачинское благочиние
Казанский кафедральный собор г. Ачинск
По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона
Митрополита Красноярского и Ачинского
Собор
Меню

Ачинский Богородице-Казанской церкви приход

Ачинский Богородице-Казанской церкви приход
Казанский собор г. Ачинск.

Краткое описание приходов Енисейской Епархии 1916 г .

Ачинский Богородице-Казанской церкви приход открыт в 1829 г . и выделен из прихода Ачинского Троицкого собора. В состав прихода, кроме части г. Ачинска, входят две деревни: Мазуль в 2,5 в. от города и Карловка в 8 в. Первая деревня существует более 100 лет, вторая основана в 1895 г . Церковь в приходе одна, каменная, построена в 1830 г . Престолов в ней три: главный в честь Казанской иконы Божией Матери, правый во славу Вознесения Господня, левый во имя Великомученика и Победоносца Георгия. Церковная библиотека состоит из 538 томов. Церковная летопись ведется с 1867 г . В ризнице церкви хранятся св. Евангелие печати 1657г. и постная триодь 1656 г . Особым почитанием прихожан пользуется древняя икона Казанской Божией Матери, писанная в 18 ст. и по преданию найденная на том месте, где построен теперешний Казанский храм. В приходе две часовни: каменная при церкви, постр. в 1889 г ., и деревянная в д. Мазуле, постр. более 100 лет тому назад. Церковная школа в приходе одна, в городе, помещается в наемном доме. Имеется в районе прихода и городское приходское училище. В приходе имеется церк.-приходское и церк.-школьное попечительство. Причт состоит по штату из одного священника и одного псаломщика. Кроме того, сверх штата причислены к церкви 1 священник, состоящий в должности уездного наблюдателя, и 1 псаломщик, с правом получения полной части доходов. Жалованья причту не положено. Кружечных доходов за 1914 г . получено 1789 р. 79 к. Руги не выдается, хотя и положена от крестьян д. Мазуль (324 пуд.). Причтовых домов нет. Земли сенокосной 55 дес. Церковных капиталов 2974 р. 37 к. Причтовых капиталов 1.100 р. Населения в приходе 4049 чел., в том числе православных 3583, католиков 78, лютеран 12, магометан 186, евреев 180. Большая часть прихожан коренные сибиряки, а жители дер. Карловки—переселенцы из Полтавской, Черниговской и Киевской губ.

Из книги "175 лет Казанскому собору"
Казанский собор 20-е годы«Весенним апрельским днём 1822 года жители Ачинска и крестьяне соседней деревни Мазульской сошлись на общий сбор и составили «приговор» о том, что они приняли «твёрдое и непоколебимое намерение соорудить за речкой Тебдяткой (Тептятка) по течению её по левой стороне в приличном месте вторую о двух этажах каменную церковь, в коей быть приделам - первому во имя пожертвованного для сей церкви ныне вдовой ачинской мещанской женой Марфой Юрьевцевой образа Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, нарекаемой Казанской, в серебряной ризе, убранной жемчугом и соответствующими в приличных местах камнями; - второму во имя Вознесения Господа нашего Бога Иисуса Христа».
Средства на постройку храма предполагалось собрать пожертвованиями. В своём приговоре ачинцы отмечали, что «бывает здесь в Ачинске ежегодно в летнее время немалое стечение народа как то от разных господ иногородных купцов для приёма кладей комиссионеров припащиков и у постройки судов иногородних разного рода людей и сплаву той клади по рекам Чулыму, Оби, Иртышу до города Тобольска, которые неоднократно советовали завести другую церковь, поэтому оную вознамериваемся возвести в недалёком расстоянии от судовой пристани, и охотно желают на сооружение оной жертвовать значительные суммы». Здесь же жители указали: «От усердия нашего в заведённую особую тетрадь подписано добровольно денег три тысячи рублей» (Г.Лопаткин. Летопись града Ачинска)
Ачинцы избрали «в строителей оной церкви известных в добропорядочном поведении и усердных Богу ачинских мещан Алексея Данилова Хворостова и помощником к нему Семена Ермолаева Патюкова», которым было поручено «где следует испрашивать должное на сооружение оной позволение и для сего собирать сумму».
Однако, на прошение, поданное Алексеем Хворостовым в Красноярское Духовное правление о строительстве новой церкви, был получен отказ. Тобольская духовная консистория сочла просьбу о строительстве еще одного храма в Ачинске неоправданной.
Хворостов не отступил, следующее прошение, с подробным описанием духовных нужд направил Тобольскому и Сибирскому архиепископу Амвросию. «Непреклонное усердие» и настойчивость ачинцев оказали воздействие. «В городе и окрестных деревнях: Мазульской, Нагорновской, Красновской – организуется сбор данных о числе жителей для образования будущего прихода, - пишет в «Летописи града Ачинска» Геннадий Лопаткин. - Из 167 жителей, пожелавших дать средства на строительство новой церкви, выделяется купец Алексей Ильич Чеглов и мещанин Сергей Копьев, фамилиями которых впоследствии были названы улицы города. В результате 19 августа 1825 года был получен Указ «О дозволении устроить просимую церковь в городе Ачинске, за рекой Тебдяткой, вновь каменную». А 10 августа 1826 года, епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Михаил, проезжая через Ачинск, «заложил во имя Казанской Божией Матери трехпрестольный храм». В сентябре этого же года Алексей Хворостов заключает контракт с мастером каменных зданий, енисейским мещанином Иваном Ивановым сыном Ишимцовым «о возведении означенного храма со всею отделкою, кроме иконостаса и крылосов»». Строился храм по проекту первого енисейского губернского архитектора Павла Федоровича Воцкого.
В октябре 1830 года был освящен один из приделов - Вознесенский. Приход был открыт, хотя в окончательном варианте весь комплекс церкви еще дорабатывался. В июле 1831 года был закончен и освящен центральный придел – Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В начале декабря 1832 года освящается последний из трех приделов – святого Великомученика и Победоносца Георгия.

В Богородице-Казанский приход вошли часть города и деревни Мазуль и Карловка. Были две приписные часовни. Одна деревянная в деревне Мазуль, вторая - каменная во имя Великомученика Пантелеимона. Её в 1891 году на свои средства возвел в ограде Казанского собора Алексей Алексеевич Хворостов, сын организатора строительства данного храма, продолжатель благочестивого и почтенного рода Хворостовых по проекту томского архитектора Хабарова.
Приход содержал церковную школу, которая располагалась в наёмном доме. В ней дети учились Закону Божьему и получали начальное образование. Имелось в районе прихода и приходское училище, действовала библиотека духовной литературы.
Это факты. Но за каждым фактом истории стоит Бог – ее Творец и Промыслитель. Как созрело решение ачинцев о постройке нового храма? Кто вложил в сердце архиепископу Амвросию удовлетворить их просьбу, которая вначале была сочтена безосновательной? На это есть ответ в Священном Писании: «Много может молитва праведника». Именно в это время в келье, устроенной во дворе строителя Казанского собора Алексея Хворостова жил праведный Даниил Ачинский. И, конечно же, по его молитве состоялся Казанский собор, а пример его святой жизни возвысил молитвенный дух ачинцев, утвердил их «непреклонное усердие».

В 1917 году произошла пролетарская революция, жестокая и безжалостная. Для построения «коммунистического рая» большевики не жалели крови. И хотя первой жертвой этого кровавого бунта стала Церковь, новая власть оставила для своей идеологии ее нравственные законы. «Моральный кодекс строителя коммунизма» - это Нагорная проповедь без Христа. Коммунистам мешала только вера людей в Спасителя, вера праведников в Царство Небесное. Эта вера, по мнению безбожных властей, отвлекала народ от главного – от строительства коммунистического рая на земле. Место Бога должен был занять Вождь. Место Церкви – партия.
Был издан Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, и на основании его – инструкция № 16. Началась «эпоха невиданных гонений за веру, по своим масштабам, циничности и жестокости превосходящая всё, что когда-либо выпадало на долю последователей Христовых» (Патриарх Алексий Второй).
Первым делом нужно было подорвать Церковь экономически. Власти арестовали церковные счета, которые, по сути, являлись общинными, общественными. Описали церковные ценности. Начали реквизировать иконы в дорогих окладах, кресты из драгоценных металлов, украшенные самоцветами, другие предметы церковной утвари, которые были для верующих не предметами роскоши, но великими святынями. Юридически своим Декретом большевики отделили Церковь от государства, фактически национализировали её имущество.
В Ачинском уезде первыми были закрыты домовые церкви тюрьмы и деревни Новая Салырь. 19 октября 1920 года ликвидационная комиссия распорядилась об изъятии у церквей печатей и штемпелей. С апреля 1922 года и церковных ценностей. За период с 19 марта по 26 апреля 1922 года из Казанской церкви забрали «около 60 предметов весом 2 пуда 79 фунтов 108 золотников на сумму 36 552 рубля».

В ноябре 1937 года над Казанским собором нависла угроза разрушения. Специальная комиссия горсовета осмотрела церковь на предмет прочности и надёжности конструкции. Приговор проверяющих: «…здание Казанской церкви с вышеуказанными дефектами к дальнейшей эксплуатации непригодно».
Но взрывать капитальное строение уже было не актуально. В других городах и весях, местные чиновники проявляли «хозяйственно-государственный» подход к отобранным у верующих храмам. Переоборудовали их под кинотеатры, клубы, Дома пионеров, гаражи, склады. Монастыри оборудовали под колонии для беспризорников, тюрьмы.
Люди встали на защиту святыни. Не взирая на угрозы, преследования и аресты.
«Будь верен до смерти – и дам тебе ключи жизни» - говорит Своим последователям Христос. Наталья Сергеева – одна из тех, кто всей своей жизнью исполнил эти слова Спасителя. Во второй половина тридцатых годов в стране стало чрезвычайно опасно быть верующим. Происходило буквально истребление священно­служителей и верующих. Многие перестали ходить в церковь. Бывший церковный староста отказался от исполнения своих обязанностей, а другого не находилось. Тогда люди обратились к Наталье Васильевне с просьбой быть церковным старостой. Она согласилась. Когда власти решили закрыть единственную в городе цер­ковь для использования в качестве склада сель­скохозяйственных продуктов, Наталья Васильевна сопротивлялась это­му, не отдавала ключи от нее, ездила в Москву к Председателю Прези­диума Верховного Совета Калинину с просьбой верующих о разрешении службы в церкви. Просьба формально была удовлетво­рена. Но такая, по мнению богоборцев, «дерзость» ей даром не прошла. Вскоре после ее возвращения ночью пришли каратели с двумя соседями в качестве понятых. По воле случая, один из понятых был ранее церковным старостой, от страха репрессий отказавшийся от этой должности, на которую избра­ли Наталью Васильевну. Собственно, она, как все нормальные люди, знала характер власти и то, что творится в стра­не, и к этому была готова. Заранее в доме навела порядок, подго­товила себе белье и одежду, сделала соответствующие наказы мужу. С этого времени семье о ней ничего не было известно.
«Во время войны я написал в ГУЛАГ просьбу сообщить об участи матери, - пишет в своих воспоминаниях Григорий Максимович. - Меня вызвали в спецотдел, где сообщили, что она осуждена на 10 лет без права переписки, что означало, как потом стало известно, рас­стрел».
В 90-х годах сын Натальи Васильевны обратился в Казанский собор, в котором она была старостой, с просьбой об отпевании матери. Просьба была выполнена, и вместе с этим Наталья Васильевна была записана на вечное поминовение в соборе. Несмотря на обещание М.И. Калинина, 7 апреля 1940 года Казанский собор был закрыт. Верховный Совет утвердил решение Краевого о закрытии церкви. Но обязал согласовать с созданными на тот момент отделениями по охране памятников и по делам искусств вопрос о дальнейшей судьбе здания. Союз архитекторов поручил местным властям оценить исторически-архитектурную ценность Казанского собора. Подневольные местному председателю горисполкома члены комиссии, составили заключение: «Комиссия признала, что здание не подлежит реконструкции, с архитектурной стороны не имеет никакой ценности, как исторический памятник для города ничего не представляет, в таком виде к эксплуатации непригодно и подлежит сносу, как пришедшее в негодность в силу своего морального и физического износа» Все было готово к разрушению ненавистного для новой власти храма, который, даже бездействующий, немым укором пробуждал совесть, заставлял болеть и скорбеть о грехах «отмененную» большевиками, лишенную Божественного света душу, напоминал о высоком звании Человека. Из «ветхих» кирпичей, полученных в результате сноса здания, комиссия рекомендовала на этом месте построить здание культурного назначения. А в феврале 1941 - как гром среди ясного неба – письмо из Совнаркома: начальник отдела госохраны памятников Управления по делам искусств СНК РСФСР Степанов и консультант - архитектор Белявин считают, что «здание бывшей Казанской церкви необходимо сохранить, как образец провинциальной классической архитектуры, которому вполне возможно придать гражданский вид». Хранила храм молитва верующих, дерзновенная молитва святого старца Даниила и новомучеников земли ачинской. Хранила храм Сама Царица Небесная, в честь Которой он был воздвигнут.

Осиротевший храм решили использовать в хозяйственных целях – в нем хранили зерно. Верующие города и района остались без церкви, без священнослужителей. Далее свои коррективы в историю города и храма внесла война.
Наступил 1941-й. Мучительные долгие годы войны. Непосильный труд в тылу. Боль и скорбь по погибшим близким. Советская пропаганда двадцать лет внушала, что нет Бога и нет у человека души. Но душа болела и скорбела. Ни тяжкий труд, ни голод не могли заглушить этой боли…
…Однажды, когда фарисеи просили у Иисуса Христа знамения с неба, Он гневно ответил им: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамений и чудес; и знамение не дается ему…» Господь не творит чудо ради чуда, чтобы удивить, испугать.
Чудеса Он являет людям с великим смыслом: для возрождения веры, для укрепления немощных в вере, для утешения страждущих. Из истории России мы знаем, что особую милость Свою Господь являет в годы гонений, испытаний, смут, бедствий через чудотворные иконы, или людей, облечённых благодатью Духа Святого, наделяя их особыми дарами: утешения, исцеления болезней, предвидения. И в наш город Господь послал такого человека в годы Великой Отечественной войны. Это монахиня Раиса. Живы ещё люди, удостоившиеся радости общения с ней, сохранившие в своих сердцах о праведнице светлую память. С ее именем связано возрождение духовной жизни в нашем городе, новый молитвенный подъем ачинцев, и, как следствие – открытие Казанской церкви.
Именно монахиня Раиса и игумен Феодосий, поддерживая верующих, убедили их собирать подписи для прошения вернуть верующим Казанский собор. Почти в каждом доме ачинцев переживали утрату близких. В редкий дом война не принесла скорбь и горе. Горожане, которых было менее 40 тысяч, с большим желанием ставили свои подписи под прошением. Ростки веры пробуждались в сердцах ачинцев.
Подписей собралось гораздо больше, чем требовалось. Разрешение было получено. Храм вернули в обезображенном состоянии. Поломано и порушено было всё. Ни Царских врат, ни иконостаса, ободранные отсыревшие стены, битые окна. Казенных средств, разумеется, не выделили. Время послевоенное, нужда во всём. Люди несли на ремонт собора что могли: доску, кирпич, полешко дров, ведёрко угля. Сложили печурку в притворе, где сейчас ризная, подогревали воду и отмывали грязь.
Стали собирать церковную утварь. Чудом уцелевший иконостас, хоть он и был в плачевном состоянии, привезли из села Сохапты Назаровского района. Паникадило, тоже чудом уцелевшее, нашлось в деревне Козловке. Часть икон отыскалось в подвале драмтеатра, часть в музее. Вернуть их из советских учреждений было сложно. Для одних это был реквизит сценических постановок, для других – музейные экспонаты. Приносили иконы верующие. Жертвовали для храма свои семейные духовные реликвии. Возвращали сохраненные ими церковные. Храм приводили в порядок. Побелили стены, часть нижних окон застеклили, часть забили. Покрасили главный алтарь.
Уместно вспомнить поименно тех ачинцев, которые проявили наибольшее усердие при восстановлении Казанского собора: Степан Овчинников, Никандр и Таисия Стуловы, Елизавета Кленова, Домна Круглова, Варвара Бурдуковская, Алексей Кустов, Васса и Татьяна Тюменцевы, Анисья Фёдорова, Анна Мещерякова, Любовь Волынец, Сидор Ботвинкин, Александра Гредюшкина, Александра Толмачёва, …..Павилич, ….Волынкин.
Освящение храма совершил митрополит Варфоломей (Городцов). Первая служба состоялась 19 декабря 1946 года в день памяти Святителя и Чудотворца Николая. Вряд ли можно объяснить простым совпадением, что церковь начала действовать именно в этот день. Первый храм на ачинской земле воздвигнут был в честь Святителя Николая. В тяжелое послевоенное время молитва к Господу, Его Пречистой Матери и Угоднику Божьему Николаю лилась из людских сердец.
По рассказам верующих, во время первой службы монахиня Раиса видела Пресвятую Богородицу, которая вышла из образа на стене Алтаря и спустилась на Престол. Монахиню Господь удостоил дара пророчества и предвидения. Матушка Раиса говорила, что Казанский собор имеет особую благодать, простоит до Второго пришествия Христова. По благословению митрополита Варфоломея во вновь открытый храм был назначен служить протоиерей Михаил Сорокоумовский. Незадолго до освящения храма, он возвратился из заключения.

Михаил Степанович Сорокоумовский родился 3 сентября 1887 года в мещанской семье города Зарайска Рязанской губернии. В 1907 году закончил Красноярскую Духовную Семинарию. Служил псаломщиком в Енисейске, затем диаконом в Минусинском уезде, священником в Алтатской Троицкой церкви. В 1921 году епископом Назарием назначен благочинным церквей второго участка Енисейского уезда. А 11 февраля 1923 года за активное противодействие «обновлению» решением Красноярского Губернского церковного совета, он лишается звания благочинного и священнического места. Отец Михаил не отступил от канонов Святой Церкви, не признал церковного обновленчества, будучи убежденным, что обновлять в Церкви нечего. Отец Михаил продолжал служение дома на походном антиминсе. А через год он уже был благочинным отходящих от обновленчества и возвращающихся в патриархию церквей. Эту должность он получил от сосланного в Енисейск епископа Туркестанского и Ташкентского Луки. Своим распоряжением святейший Патриарх Тихон назначил ссыльного епископа Луку (Войно-Ясенецкого) главой Енисейской епархии, не имевшей на тот момент своего канонического епископа.
До ареста отец Михаил с 1932 по 1936 годы служил благочинным церквей Новосёловского района. Попавших в опалу людей, свозили в ачинскую тюрьму. Из воспоминаний бывших узников сталинских лагерей доводилось читать о тесноте тюремных камер. Порой в них набивали столько людей, что они там помещались только стоя.
О масштабах репрессий в бывшем Ачинском уезде можно судить уже по тому факту, что тюрьма не вмещала арестованных. Под тюрьмы были переоборудованы некоторые здания военного городка. В одном из этих казематах ожидал смерти приговоренный к расстрелу отец Михаил Сорокоумовский.
Когда колонну обреченных вели мимо Казанского собора, он, помолившись перед храмом, дал обет: «Матерь Божия, если останусь жив, сразу приду к Тебе». Предстательством Царицы Небесной расстрел заменили десятью годами лагерей.
Отец Михаил с матушкой Феклой имели восьмерых детей. Опальные годы семья священника жила в Новосибирске. Освободившись из лагеря, прямо в тюремной робе, протоиерей Михаил приехал в Ачинск и направился к Казанскому собору. Верующие восстанавливали храм. Вознес благодарственную молитву. Познакомившись и пообщавшись с игуменом Феодосием и монахиней Раисой, отец Михаил поехал к семье в Новосибирск и в Епархиальное управление для определения на службу.
В семье его ждали. Были рады увидеть его живым, не сломленным, готовым опять служить Богу и людям. Правда, позднее матушка Фёкла вспоминала, что, получив телеграмму о том, что он прежде проехал в Ачинск, а не к семье, обиделась. Не знала об обете, данном отцом Михаилом Пресвятой Богородице 10 лет назад.
Протоиерей Михаил Сорокоумовский был неутомимым и самоотверженным пастырем. Терпеливо сносил все невзгоды, которые на него обрушивались. Не роптал, наоборот, благодарил Бога за испытания, смиренно преодолев которые, человек получает духовную крепость и мудрость. Отца Михаила отличала скромность, необыкновенная доброта, простота в общении, за что он был горячо любим прихожанами и всеми, кто знал его. Заступив на службу в Казанском соборе, поселился в боковой комнате притвора. День и ночь был при церкви. Служил и сторожил. В незастекленные окна внизу купола внутрь церкви заносило снег. Печь топилась только в алтаре, поддерживая там температуру чуть выше нуля.
Когда приехала матушка Фёкла, они поселились в маленькой половинке небольшого домика по улице Пристанской, дом 9. Отпевал и крестил отец Михаил бесплатно. Что прихожане приносили за требы, сразу раздавал нищим. Церковь скромно существовала на доходы от продажи свечей.
Протоиерей старался вернуть храму хотя бы подобие былого величия. При нём были отреставрированы боковые приделы. Починили покрытие главного купола. Изготовили часть оконных рам. Отремонтировали две печи (голландки). И даже купили лошадь, чтобы было на чём ездить на требы, дрова возить.
Протоиерей Михаил Сорокоумовский прослужил в Ачинске пять лет. Затем был направлен на повышение в Томск. В середине 60-х годов ушёл на покой по состоянию здоровья и в преклонном возрасте. Но ещё несколько лет продолжал жить в этом городе и поддерживать связь с Казанским собором, был духовником. Переехал к детям на станцию Зима Иркутской области, когда остался одинок и немощен. Там и похоронен.

Вскоре после открытия собора, в него был назначен второй священник – иерей Митрофан Иноземцев. Он тоже прошёл все ужасы и пытки сталинских лагерей. Чтобы унизить «попа», поглумиться над его священным саном, гулаговское начальство назначило его ассенизатором. Отец Митрофан жил на улице Стрелка Красного Октября, дом № 1. Здоровье его было подорвано, часто болел. После каторги прожил и прослужил недолго. Умер в 1950 году, похоронен на Ачинском городском кладбище.
После отъезда отца Михаила Сорокаумовского в Томск, в Казанском соборе непродолжительное время служили бывший фронтовик отец Михаил Соболев и отец Алексей Дудко.

В 1953 году настоятелем Казанского собора был назначен протоиерей Иосиф Шаповалов. До этого он служил в деревне Парной Шарыповского района. В свободное от службы время, крестьянствовал. В Ачинск перебрался с деревенским скарбом, коровой. Сначала поселился по ул. Набережной, потом приобрел домик по ул. К.Маркса.
Будучи очень деятельным человеком, он продолжил реставрацию Казанского собораю. При нём на куполах была настелена новая кровля. Закончен ремонт и реставрация боковых приделов. Он привлёк репрессированного Павла Флегонтовича Барашкина к изготовлению семи напольных киотов. Некоторые из них до сих пор стоят в храме.
Он направил в горсовет ходатайство о расширении прихрамовой территории. Получил положительный ответ. Площадь увеличили, выделив свободные участки с северной и северо-восточной сторон, а также снос двух ветхих барков с южной стороны.
Отец Иосиф даже заказал в отделе архитектуры проекты и сметы на строительство крестильни, жилого дома, склада. Но начинался новый виток притеснения Православия. Много испытавший за свою жизнь скорбей батюшка не смог перенести нового уничтожения храмов, которые часто исчезали с лица земли за одну ночь. Сердце отца Иосифа не выдержало – зимой 1959 года он скончался и был погребен на городском кладбище. Трудолюбивый, простой и доступный отец Иосиф оставил по себе добрую память в сердцах прихожан и в истории возрождения Казанского собора. Матушку Нину дети забрали в Геленджик. Красоты Причерноморья её не радовали. Она очень скучала по Сибири, Ачинску, что не может навещать могилку батюшки Иосифа.
В Красноярске был закрыт Покровский собор и переделан сначала в мастерскую, а затем в выставочный зал. Началась эпоха хрущевского гонения на Церковь.
После кончины протоиерея Иосифа решение о расширении церковной ограды было отменено. Чуть не вплотную к церкви начали строить здание военкомата. С 1961 года гонения на Церковь и её служителей усилились. Священников, служителей Церкви, отделенной еще Декретом Ленина от государства, Указом Президиумом Верховного Совета СССР перевели на оклады. Давление на Церковь велось со всех сторон. На местном уровне обязанности уполномоченного по делам религий, возлагались на секретарей горисполкомов. Они, используя все рычаги государственной власти, создавали невыносимые условия для деятельности священников. Отсюда такая частая смена настоятелей Казанского собора в шестидесятые-семидесятые годы. Но, вопреки всем противодействиям, службы в храме продолжались, многие служившие в нём, оставили по себе яркие воспоминания.

В августе 1955 года вторым священником Казанского собора был назначен протоиерей Александр Тугаринов, вернувшийся из эмиграции, где провёл 35 лет с 1920 по 1955 годы.
Он родился 1 октября 1894 года в с. Колягино Ростовского уезда Ярославской губернии в семье священника. В 1915 г . Окончил Ярославскую Духовную Семинарию, а в 1917 году – два курса Казанской Духовной Академии. Служил мичманом береговой службы в городах Николаеве и Севастополе.
С 1920 года жил в г. Загребе, Королевства сербов, вошедшего в 1929 году в состав Югославии. Там служил законоучителем в Русской православной гимназии. В 1925 году окончил историко-филологический факультет Загребского университета, а в 1928 году – богословский факультет университета в Белграде. С 1929 по 1943 годы был законоучителем женской реальной гимназии в югославском городе Нише. В 1935 году получил диплом профессора средних школ при министерстве просвещения. 9 августа 1935 года епископом Нишским Йованом (Сербская Патриархия) Александр Тугаринов был рукоположен во диакона, а 11 августа – во пресвитера.
Служил на приходах Нишской епархии, одновременно являясь редактором епархиального журнала и инспектором духовного образования в средних школах Нишской епархии. В 1950 году отец Александр переехал в Болгарию. Митрополит Врачанский Паисий назначил его приходским священником в храм во имя Параскевы в городе Белая Слатина. В 1955 году после пяти лет служения в Болгарской православной Церкви отец Александр возвратился в Советский Союз. Направлен в Новосибирскую епархию. Митрополитом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем в августе 1955 года был назначен священником Ачинского Казанского храма.
Имея большой жизненный и духовный опыт, образованный и культурный человек, он говорил свои проповеди-лекции ярко, духовно, целеустремленно. Светлая и добрая память о нём хранится до настоящего времени. Не прослужив в Ачинском приходе и двух лет, был назначен благочинным Красноярского округа, затем секретарём Новосибирской епархии и настоятелем Кафедрального собора. Затем служил в Томске.
Последнее место служения – Никольский храм г. Красноярска, где нёс послушание настоятеля. После выхода за штат в 1969 году ревностный пастырь не оставался в стороне от церковного служения. По благословению епископа Новосибирского и Барнаульского Гедеона он несколько лет нёс послушание духовника Красноярского благочиния.
За усердное и многолетнее служение Церкви Божией в 1977 году награждён митрой. Он пользовался большим уважением духовенства и прихожан. Был прекрасным проповедником и мудрым духовным наставником. Обладал широкой богословской эрудицией и богатым пастырским опытом. Был принципиальным и бескомпромиссным в вопросах веры и церковной жизни.
Скончался митрофорный протоиерей Александр Тугаринов 22 июля 1987 года на 93-ем году жизни. Похоронен возле храма на Николаевском кладбище. Матушка Елена пережила батюшку, умерла в возрасте 96 лет. Потомки живут в Красноярске.

После отца Александра Тугаринова вторым священником Казанского собора был назначен митрофорный протоиерей Александр Лавров. Он, как и большинство священников того времени, испытал на себе все ужасы репрессий. Всё это сказалось на его здоровье. Умер 5 марта 1958 года, прослужив в Ачинске всего два года. Похоронен тоже на городском кладбище. Проводить его в последний путь пришли все верующие города. Они успели полюбить его за доброту, участие, за проповеди, которые доходили до глубины сердец. На похороны протоиерея Александра Лаврова съехались почти все священники Новосибирской епархии.
Добрым пастырем, внимательным и мудрым наставником запомнился прихожанам Казанского собора протоиерей Андрей Сукеник, прибывший на службу в Казанский собор в 1961 году. Вскоре он тоже был переведен в Томск, а в 1970 году уехал на родину. Будучи 80-летним старцем, руководил хором. И в преклонном возрасте сохранял здравый ум и твердую память. В последние годы жизни был духовником женского монастыря. Умер 5 февраля 1955 г ., прожив 93 года. Похоронен близ Почаевской лавры в г. Кременце. На отпевании были 16 священников и 3 хора, 2 церковных и 1 архиерейский.

Ачинский Богородице-Казанской церкви приход
В 1967 году сыновья прихожанки Казанского собора Максимовой Валентины копали картофель в деревне Козловка. С работой справились быстро, и, пока не было машины, решили прогуляться по деревне. На самом краю деревни они зашли в заброшенный дом, в котором увидели большую икону. Изображение на ней потемнело, лика почти не было видно. Ребята решили взять эту икону для того, чтобы сдать в музей. Икону погрузили на машину, в которой везли картофель, и привезли домой. Мать не разрешила сдать икону в музей, а спрятала на чердаке, т.к. ее муж был атеистом. После смерти мужа, в 1968 году, икону занесли в дом. Когда мать решила отвезти икону в храм, дети стали плакать, т.к. очень любили молиться перед этой иконой. После совета со священником (тогда служил о. Анатолий Мельников) икону на санках, завернув в одеяло, все-таки привезли в храм. Икону торжественно встретили и поместили в Алтаре. По свидетельству прихожан, икона вскоре обновилась, просветлела – это было видно через открытые Царские врата. Эта икона Святителя Алекси́й Московский, Киевский и всея Руси, чудотворца сейчас находится в красивом киоте в храме и продолжает обновляться.
С 1972 по 1973 годы настоятелем Казанского собора служил молодой протоиерей Георгий Персиянов, в будущем митрофорный протоиерей, кандидат богословия, председатель епархиального отдела по катехизации и образованию, преподаватель пастырских курсов, известный учёный, имеющий звание «Почётный доктор Оксфордского университета» (Великобритания).
С начала 1979 года настоятелем Казанского собора был назначен отец Александр Пивоваров. Его проповеди собирали большое количество народа. Он осуществил задумку отца Иосифа о строительстве отдельного здания крестильни. При нём храм был подключён к центральному отоплению. Переоборудовано подвальное помещение. И это всё сделано менее чем за год. 20 ноября 1979 года он был вызван в Новосибирск телеграммой и оставлен там секретарём епархии.
При отце Александре в Казанском соборе пономарём в храме был молодой послушник Геннадий Фаст. Сейчас он настоятель храма в г. Енисейске, инспектор воскресных школ и всех православных учебных заведений Епархии, известный церковный писатель. Его перу принадлежат книги «Ты воскресни, птица Феникс», «Свет и тени Голгофы», «Енисейск православный», статьи в церковной и светской периодике.
Среди настоятелей Ачинской Церкви иконы Казанской Божией Матери был игумен отец Антоний (Масейдич), служивший 1989-1990 годы. В 1994 году он стал епископом Барнаульским и Алтайским. Умер 1 июля 2001 года в возрасте всего 40 лет.
Был в новейшей истории Казанского храма и такой период, когда он не имел своего настоятеля. Это весна и лето 1984 года. На выходные и праздничные дни приезжал и проводил службы протоиерей Иоанн Романюк, долгие годы бывший секретарём Красноярско-Енисейской епархии.

Священнослужители Казанского собора г. Ачинска

1837 - 1838 г. Олофинский Софроний диакон
1839 - 1844 г. Сретенский Александр священник
1844 - 1865 иерей Иоанн Арестов (Орестов)
1859 - 1866 г. Олофинский Софроний диакон
1875 - 1888 иерей Артемий Райский
1889 - 1924 протоиерей Феодор Смирнов.
1915 - 1916 иерей Димитрий Виноградов
1917 - 1924 иерей Евфимий Тыжнов.
1917 - 1919 диакон-псаломщик Мина Бритиков
19-- - 1933 иерей Василий Гордеев.
19-- - 1933 иерей Владимир Гордеев - осужден на 10 лет.
1937 диакон Николай Кармальский - расстрел.
1936 - 1937 Епископ Сергий Куминский - расстрел
1936 - 1937 протоиерей Македоний Сташевский - расстрел.
1946 – 1951 протоиерей Михаил Сорокоумовский
1947 – 1949 иерей Митрофан Иноземцев.
1949 – 1950 иерей Михаил Соболев.
1949 – 1950 иерей Алексий Дудко.
1952 – 1959 протоиерей Иосиф Шаповалов.
1955 – 1957 протоиерей Александр Тугаринов.
1957 – 1958 митрофорный протоиерей Александр Лавров.
1960 – 1962 иерей Михаил Бельков.
1961 - ? иерей Петр Токовой.
1961 - ? гг. – иерей Андрей Сукеник.
1967 – 1968 иерей Валентин Сафонов.
1967 диакон Нил Квятковский.
1967 – 1968 диакон Виктор Пашков.
1968 – 1970 иерей Анатолий Мельников.
1969 – 1970 диакон Сергий Кафанюк.
1971 иерей Иоанн Слугин.
1971 – 1972 иерей Андрей Бурдин.
1972 – 1973 иерей Георгий Персианов.
1972 – 1973 иерей Александр Танюшкин.
1973 – 1974 иерей Леонид Брыскин.
1973 – 1974 иерей Николай Рыбчинский.
1974 – 1975 иерей Георгий Григорьев.
1974 – 1975 иерей Кирилл Палий.
1975 – 1978 иерей Алексий Костриков (настоятель).
1975 – 1977 иерей Григорий Мельник.
1977 – 1978 иерей Василий Гутович.
1978 иерей Владимир Бирюков.
1978 – 1980 иерей Петр Васильев.
1979 – 1980 иерей Александр Пивоваров.
1979 – 1980 иерей Феодосий Северьян.
1979 – 1981 иерей Вячеслав Попов (настоятель).
1981 иерей Иоанн Кизюн.
1982 – 1983 иерей Борис Борисов.
1982 иерей Алексий Чернавцев (настоятель).
1982 – 1984 иерей Феодор Васильев.
1983 иерей Геннадий Лазан.
1983 – 1984 иерей Николай Цап.
1983 – 1985 диакон Иосиф Янушкявичус.
1984 – 1988 иерей Леонид Хараим.
1984 г . иерей Ростислав Киращук.
1984 – 1986 иерей Феодосий Северьян.
1985 – 1987 иерей Сергий Шачин. ВИДЕО
1985 – 1987 диакон Василий Запольских.
1986 – 1987 иерей Анатолий Кизюн.
1987 – 1991 иерей Георгий Крейда.
1987 – 1988 иерей Петр Здрилюк.
1987 – 1989 диакон Богдан Усик.
1988 г . иеромонах Серафим (Брыскин).
1989 г . иерей Владимир Ильющиц.
1989 – 1990 игумен Антоний (Масейдич).
1989 - ? диакон Василий Жилялин.
1989 - ? иерей Леонид Хараим. (фото)
1990 - 1993 протоиерей Петр Коник (благочинный)
1992 - 1993 иеромонах Стефан (Коханчук).
1992 – 1993 иерей Владимир Лунин.
1991 -1992 иерей Иоанн Швецов.
1991 – 1992 иерей Мирослав Пидлусский.
1993 – 1994 диакон Анатолий Черменин
1993 – наст. вр протоиерей Евгений Фролов (благочинный)
1993 – 1998 иерей Вениамин Ходов.
1996 – 1998 иерей Виталий Адаменков.
1996 – 2009 протоиерей Иосиф Янушкявичюс.
1996 – 2007 иерей Александр Яблушевский.
1998 – 1999 иерей Николай Павлов.
1998 – наст. вр. протоиерей Сергий Пигасов.
1999 – 2000 диакон Александр Обухов.
1999 - 2001 иерей Аркадий Степаненко.
1999 – 2001 иерей Димитрий Хромов.
1999 – 2002 + иерей Андрей Горбачёв.
2000 –2002 протодиакон Алексий Вылегжанин
2001 – наст вр. протоиерей Дионисий Колмаков.
2002 – наст. вр. протодиакон Виталий Каменюк.
2003 – 2005 иерей Георгий Селин.
2005 – 2006 иерей Роман Нещерет.
2007 – наст. вр. протоиерей Валерий Русаков.
2007 – наст. вр. иерей Александр Сафимов.
2008 – наст. вр. иерей Артемий Катюшкин.
2015 - 02.2019 иерей Алексий Александров.
2018 - наст.вр. протоиерей Александр Яблушевский

Осенью 1993 года настоятелем Казанского собора назначен протоиерей Евгений Фролов. Он же является и благочинным церквей Ачинского округа.
За годы служения отца Евгения изготовлен новый резной иконостас главного придела, резные киоты храмовых икон, ограждения для детского хора и клиросов; открыта Ачинская начальная православная гимназия, приписной храм святого Великомученика Георгия Победоносца в кадетском корпусе, храм Святого Великомученика Пантелеимона при ЦРБ, организовано сестричество, открыта молитвенная комната в поселке Малиновка, храм cв. праведного Даниила Ачинского в селе Белый Яр, построена часовня cв. Архистратига Михаила на юго-западном направлении дорог, часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всецарица" в санатории "Родник", построен храм святого праведного Даниила Ачинского в Привокзальном районе, храм новомучеников и исповедников Церкви Русской в следственном изоляторе.
© 2003-2024 Казанский кафедральный собор г. Ачинск
Местная религиозная организация  Православный Приход Казанский собор  г. Ачинск Красноярской Епархии  Русской Православной Церкви  (Московский Патриархат)