Икона
Русская Православная церковь. Красноярская епархия
Крест
Ачинское благочиние
Казанский кафедральный собор г. Ачинск
По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона
Митрополита Красноярского и Ачинского
Христос Воскресе!
Собор
Меню

«…напоследок взалкал»

«…напоследок взалкал»
«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». (Мф.4:1–2).

Начался Великий пост. Для чего Святая Церковь установила его? В чем его главный смысл? Конечно, это – послушание Матери-Церкви. Это воспитание воли, это высвобождение духа от тяжести плоти… Но мне кажется, главный духовный смысл поста в том, что он поставляет человека в зону душевного и телесного дискомфорта. Это обостряет действие страстей, делает их заметными в нас, открывает путь к покаянию, а через него – нет, не к победе над страстями (этот подвиг нам не по силам)– к более трезвому, смиренному взгляду на себя.


Преподобный Макарий Великий: «В сердце, в необъятной бездне, гнездится змий. Если убьешь змия, то будешь чист»

Зверь сидит в сердце нашем и питается нашими страстями. Если не верите – попробуйте лишить зверя пищи хотя бы на время. Скажем, если Вы привыкли кушать на ночь или засыпать под телевизор – попробуйте сознательно эту привычку побороть. Зверь будет рычать. Попробуйте бросить курить, пить спиртное, осуждать других. Попробуйте хотя бы не показать своего недовольства, сдержать свой гнев (кстати, медицина говорит, что сдерживать эмоции – вредно для здоровья! Правильно! Только с точки зрения зверя…) С этой зверюгой можно подружиться, если удовлетворять его похотям, вовремя подкидывать мясные косточки. Но зверь никогда не удовлетворится объемом пищи. Он будет просить все больше. В любом случае – выдрессировать его не удастся - «сколько волка ни корми…». У зверя есть любимые блюда, но он не побрезгует любой пищей. Если вы усилите пост – он удовлетворит аппетит вашим гневом, победите гнев – возьмет тщеславием. Он может и вообще отказаться от разнообразной пищи и согласен питаться одной гордостью. Именно гордость является побудительной причиной многих (если не сказать «всех») наших дел…

Для примера предлагаю размышление о действии этой страсти в проявлении двух противоположных человеческих качеств:
1. Безответственность.
Человек может быть безответственным по разным причинам. Одна из них – гордость. Чувствуя внутреннее превосходство над своим начальником, подчиненный не исполняет, и даже часто не запоминает и не пытается запомнить то, что ему поручено, считая это неважным или маловажным. Он все оценивает со своей точки зрения, и ее одну считает единственно правильной и во всех случаях предпочтительной. Он уничижает в своих глазах любое «чужое» мнение, заранее, априори считая его неверным, некачественным, несовершенным.
2. Ответственность.
Главной побудительной причиной ответственного человека также может быть гордость. «Мне поручили дело – я его сделаю, несмотря ни на что. Я не попрошу помощи, переступлю через любые внешние и внутренние препятствия, мешающие мне исполнить дело в точности и в срок». При этом гордый человек теряет внутренний мир, часто впадает в уныние от преткновений, мешающих ему исполнить порученное дело, идет на ложь, на подлог с тем, чтобы получить похвалу за ответственность, а главное – чтобы самоутвердиться в своих глазах, чтобы иметь возможность и далее свысока смотреть на окружающих. А, исполнив дело, преисполняется чувства собственной важности, значимости. При этом у него опять же будет чувство собственного превосходства не только над собратьями, которые не имеют такого уровня ответственности, но и над тем, кто ему это дело поручил…

Победить «зверя» своими силами невозможно. Только Господь может ему запретить и изгнать из сердца. Но для этого нужна наша вера, решимость, терпение, мужество. Святые отцы боролись с ним долгие годы в пустынях, питались раз в неделю, спали по часу в день, изнуряли себя трудом, понуждали на молитву. И даже при такой борьбе многие падали, будучи побеждены духовной гордостью. Это была борьба не на жизнь, а на смерть.

Страшно увидеть себя без прикрас. Страшно осознать, что все мои, даже самые добрые, по виду правильные дела заражены страстью, к исполнению их побуждает меня страсть, и венчает эти мои дела опять же страсть. Как трудно себе в этом признаться! Но в этом – главный смысл поста. Только увидев себя в духовной беде, от которой нет никакой возможности освободиться, христианин может вместе с Апостолом Петром закричать, завопить: «Господи, спаси меня, погибаю!» Именно во время поста, особенно Великого, христианин бывает максимально готов к Таинству Покаяния и принятию Святых Христовых Таин. Потому, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петра 5.5).

Священник Казанского собора Сергий Пигасов.
2020 г.
© 2003-2022 Казанский кафедральный собор г. Ачинск
Местная религиозная организация  Православный Приход Казанский собор  г. Ачинск Красноярской Епархии  Русской Православной Церкви  (Московский Патриархат)