"Ачинский благовестник"
Не пронесло… Лежу в обшарпанном коридоре городской больницы. Дышать тяжело, температура который день под 40. Который точно – уже не помню. Мимо проходят в противочумных костюмах безликие злые врачи, санитарки… Я не осуждаю. Они устали, вымотались. Им уже и тройная зарплата не нужна, хочется просто домой, просто отдохнуть. Когда становится совсем невмоготу, подъезжает каталка: «Перелазь…» «Не могу». «Перелазь, тут вас ковидных много, таскай вас»… Через немогу переползаю на каталку. «Повезло тебе, место в реанимации освободилось». Почему-то не хочется думать, из-за чего. И вот долгожданный глоток кислорода… Слава Богу!Я лежу на своей кровати, в своём доме. Рядом жена. Я не встаю вторую неделю, она устала, но еще держится, не подаёт виду. Вчера приходил батюшка, причастил, пособоровал. Потом был сын с невесткой, внуками. Я благословил его, просил не забывать маму и Бога. Сегодня мне тяжелее, я часто впадаю в беспамятство, в сон. Но даже в таком состоянии я чувствую, как жена берет мою руку, чувствую на ней ее дыхание, горячие слезы. Она шепчет молитву, и сердце наполняется надеждой. Ночью она идет отдохнуть. Душа моя приходит в трепет, страх и смущение. Пришла та другая, с косой… Боль ушла, я вижу себя со стороны. Хоть боли и нет, мне жутковато и одиноко. Приходит жена, ее что-то потревожило, она проснулась. Плачет. Звонит куда-то… Потом меня обмывают, кладут в гроб – он голубой, как был у отца. Ставят перед иконами на табуретки… Один за другим приезжают родственники – почти все. Они сидят у гроба, тихонько разговаривают. Иногда вспоминают обо мне, чаще говорят о своих радостях и печалях, просто молчат. И мне хорошо, и радостно за них – ведь моя смерть - это единственный повод собраться вместе, не по скайпу… Наступает ночь. Постепенно уходят отдыхать родные. Так не хочется оставаться одному… Но вот возвращается сын, зажигает свечу, открывает Псалтырь: «Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения eму в Бозе eго. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя». Так я читал когда-то над гробом моей бабушки, когда еще не был священником… Всё, сынок, иди, отдохни – завтра трудный день. А я пока - в Иерусалим – единственное место на земле, где мне было по-настоящему хорошо, радостно и покойно. Утром меня везут в родной храм. Все батюшки собрались вместе, идет отпевание. Простите меня, родные, за гордость, злобу и осуждение, помолитесь обо мне, помолитесь хорошо, я уже не могу! И вот, кладбище… Свежая могила. Рядом лежат папа, мама. Крест, цветы. «Приидите, последнее целование дадим, братия, умершему»… Крестятся, целуют иконку на моей груди, венчик на холодном лбу. Священник посыпает крестом песочек на грудь. Ангелы берут мою душу на руки и возносят к Тому, Кто Один вовеки Живой, Кого любит душа моя…
… «Всё, готов. Скажи старшей, что место освободилось». Меня бросают на каталку, везут в морг, снимают халат, кладут на нары рядом с такими же голыми и холодными. Приходит патологоанатом. Привычным, бесстрастным движением цинично вскрывает грудную клетку… Привезли гроб. Меня кладут в полиэтиленовый мешок, обильно посыпают хлоркой. Гроб сразу забивают. Кладбище… Батюшка отрешенно и торопливо что-то невнятно поет, кладет на гроб пакетик песка и быстро уезжает – холодно… Родные стоят у гроба, я не вижу их лиц – они в масках. Знакомые, тоже в масках, опасливо стоят в сторонке, переминаясь с ноги на ногу, в ожидании окончания… «Не бойтесь, я вас не заражу – я ведь уже не чихаю, не кашляю, и даже не дышу»... Гроб, свежая могила, крест. Всё. Пришли мытари. Надежды нет. То, что было когда-то, когда Господь коснулся души моей, давно утеряно, растрачено, разменяно… Но вдруг – свет. Ангелы… «Пошли прочь, поганые! Он худо жил, но Царица просила за него, сказала: «Свинья, но моя!»
Священник Сергий Пигасов
2020 г. «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». (Мф.4:1–2).
Начался Великий пост. Для чего Святая Церковь установила его? В чем его главный смысл? Конечно, это – послушание Матери-Церкви. Это воспитание воли, это высвобождение духа от тяжести плоти… Но мне кажется, главный духовный смысл поста в том, что он поставляет человека в зону душевного и телесного дискомфорта. Это обостряет действие страстей, делает их заметными в нас, открывает путь к покаянию, а через него – нет, не к победе над страстями (этот подвиг нам не по силам)– к более трезвому, смиренному взгляду на себя.
Преподобный Макарий Великий: «В сердце, в необъятной бездне, гнездится змий. Если убьешь змия, то будешь чист»
Зверь сидит в сердце нашем и питается нашими страстями. Если не верите – попробуйте лишить зверя пищи хотя бы на время. Скажем, если Вы привыкли кушать на ночь или засыпать под телевизор – попробуйте сознательно эту привычку побороть. Зверь будет рычать. Попробуйте бросить курить, пить спиртное, осуждать других. Попробуйте хотя бы не показать своего недовольства, сдержать свой гнев (кстати, медицина говорит, что сдерживать эмоции – вредно для здоровья! Правильно! Только с точки зрения зверя…) С этой зверюгой можно подружиться, если удовлетворять его похотям, вовремя подкидывать мясные косточки. Но зверь никогда не удовлетворится объемом пищи. Он будет просить все больше. В любом случае – выдрессировать его не удастся - «сколько волка ни корми…». У зверя есть любимые блюда, но он не побрезгует любой пищей. Если вы усилите пост – он удовлетворит аппетит вашим гневом, победите гнев – возьмет тщеславием. Он может и вообще отказаться от разнообразной пищи и согласен питаться одной гордостью. Именно гордость является побудительной причиной многих (если не сказать «всех») наших дел…
Для примера предлагаю размышление о действии этой страсти в проявлении двух противоположных человеческих качеств:
1. Безответственность.
Человек может быть безответственным по разным причинам. Одна из них – гордость. Чувствуя внутреннее превосходство над своим начальником, подчиненный не исполняет, и даже часто не запоминает и не пытается запомнить то, что ему поручено, считая это неважным или маловажным. Он все оценивает со своей точки зрения, и ее одну считает единственно правильной и во всех случаях предпочтительной. Он уничижает в своих глазах любое «чужое» мнение, заранее, априори считая его неверным, некачественным, несовершенным.
2. Ответственность.
Главной побудительной причиной ответственного человека также может быть гордость. «Мне поручили дело – я его сделаю, несмотря ни на что. Я не попрошу помощи, переступлю через любые внешние и внутренние препятствия, мешающие мне исполнить дело в точности и в срок». При этом гордый человек теряет внутренний мир, часто впадает в уныние от преткновений, мешающих ему исполнить порученное дело, идет на ложь, на подлог с тем, чтобы получить похвалу за ответственность, а главное – чтобы самоутвердиться в своих глазах, чтобы иметь возможность и далее свысока смотреть на окружающих. А, исполнив дело, преисполняется чувства собственной важности, значимости. При этом у него опять же будет чувство собственного превосходства не только над собратьями, которые не имеют такого уровня ответственности, но и над тем, кто ему это дело поручил…
Победить «зверя» своими силами невозможно. Только Господь может ему запретить и изгнать из сердца. Но для этого нужна наша вера, решимость, терпение, мужество. Святые отцы боролись с ним долгие годы в пустынях, питались раз в неделю, спали по часу в день, изнуряли себя трудом, понуждали на молитву. И даже при такой борьбе многие падали, будучи побеждены духовной гордостью. Это была борьба не на жизнь, а на смерть.
Страшно увидеть себя без прикрас. Страшно осознать, что все мои, даже самые добрые, по виду правильные дела заражены страстью, к исполнению их побуждает меня страсть, и венчает эти мои дела опять же страсть. Как трудно себе в этом признаться! Но в этом – главный смысл поста. Только увидев себя в духовной беде, от которой нет никакой возможности освободиться, христианин может вместе с Апостолом Петром закричать, завопить: «Господи, спаси меня, погибаю!» Именно во время поста, особенно Великого, христианин бывает максимально готов к Таинству Покаяния и принятию Святых Христовых Таин. Потому, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петра 5.5).
Священник Казанского собора Сергий Пигасов.
2020 г. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется 7 февраля (25 января), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 7 февраля приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 7 февраля приходится на дни от четверга до субботы.
На юбилейном Архиерейском соборе 2000 года были прославлены, в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской более тысячи архиереев, священников и мирян, виной которых оказалась лишь твердая вера в Бога и верность Церкви.
Среди них – почитаемые в Ачинске священномученики Евфимий Горячев, Владимир Фокин, Михаил Каргаполов, Трофим Кузнецов, Александр Поливанов, Димитрий Крючков.
В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов.
На иконе собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, во втором ряду пятый слева - протоиерей Евфимий Горячев, имя которого ныне носит Воскресная школа при Казанском соборе г. Ачинска.
Евфимий Никитич Горячев родился в селе Никольское-Бурнуки Пензенской губернии в 1884 году. По окончании духовной семинарии в 1912 году принимает священнический сан и назначается священником в Ачинский уезд. В 1924 году по доносу обновленцев был арестован и препровожден в Ачинскую тюрьму. В 1925 году освобожден и проходил церковное служение в с. Большой Улуй. За стойкость о. Евфимия, его верность Православной Церкви в условиях гонения, 26 июня 1926 года епископом Амфилохием назначен настоятелем Троицкого собора города Ачинска. В 1929 году "за антисоветскую агитацию" был вновь арестован. В январе 1933 года его выпускают из тюрьмы и о. Евфимий назначается священником в Покровскую церковь села Бея. В мае 1936 года, на праздник святой Пасхи, его вновь заключают в Минусинскую тюрьму, а в августе этого же года Особое Совещание при НКВД приговаривает его к трем годам лагерей. В тюрьме о. Евфимий в объяснительной записке писал: «Если меня необходимо обвинить — покоряюсь этому с радостью. По окончании следствия прошу меня из-под ареста не освобождать, потому что, освободившись, я снова буду чувствовать себя обязанным исполнять свои священнические обязанности, то есть и крестить, и отпевать, и совершать другие требы». В конце августа он был отправлен с этапом в карагандинские лагеря. Вскоре о. Евфимий был приговорен к расстрелу и 15 сентября 1937 года расстрелян.
Но еще раньше, 30 июня 1931 года, в Ачинске была расстреляна матушка, жена о. Евфимия, - Александра.
Александра Константиновна Горячева, в девичестве Кирьянова, родилась 1894 в Пензенской губернии. Когда отец принял решение отдать дочь замуж за Евфимия, Александре было всего пятнадцать лет, она была красива и избалована. Евфимий не отличался ни красотой, ни богатством. Девушка всем сердцем была настроена против него – не о таком женихе она мечтала. Отец вожжами выбил из дочери согласие идти под венец с нелюбимым человеком.
Александра не любила своего мужа, но в супружестве была ему верна, и стала хорошей матерью и хозяйкой. Она мужественно и терпеливо несла свой крест жены священника, разделила с ним и полную лишений и страданий жизнь и саму смерть и, я думаю, мученический венец.
30 ноября 1929 года матушка осталась одна, без кормильца - о. Евфимия, настоятеля Троицкого собора, арестовали. Дом был продан ГорФО за неуплату налогов. После долгих поисков нашла в глухом конце города баню, и в ней поселилась с семью детьми. Вещи и домашний скарб — все было властями отобрано. Вместо постели сшила мешки, наполнила их соломой, получился большой матрас, на нем все дети и спали. В углу стоял маленький столик, в предбаннике были сложены дрова. Лишенная избирательных прав, преследуемая властями, отверженная обществом, как «классовый враг», в голоде, холоде, нищете Александра была близка к отчаянию. Ей не раз приходила в голову мысль затопить печь, закрыть ее с головешками, чтобы разом и себя, и детей уморить и не мучиться.
В апреле 1931 года, по "делу церковников", были арестованы духовенство и члены церковного совета Троицкого собора. Была арестована и матушка Александра, приютившая в своей убогой «квартире», соборного диакона Иоанна Легкова с женой и семью (!) его ребятишками. Арестованных обвинили в создании контрреволюционной группы, которая «под видом, якобы посягательства сов.власти отнять у них собор, повела среди прихожан агитацию пораженческого характера, а также устраивала нелегальные собрания, на которых обсуждали методы борьбы с сов.властью и кандидатуры в церковное правление, которое бы сумело сколотить «Церковные массы» и удержать собор до момента начала войны и разгрома советской власти».
Не смотря на то, что матушка все обвинения против себя отвергла, одного того, что она была женой священника, отбывавшего наказание в Александровском централе, оказалось достаточно. 7 июня матушка Александра была приговорена особой тройкой ОГПУ ЗСК к высшей мере наказания, и 30 июня расстреляна. Вместе с ней были расстреляны настоятель Троицкого собора г. Ачинска Николай Хруцкий и священник Николай Пикановский. А вскоре был взорван и Троицкий собор, из плит и кирпичей которого построена городская баня.
Место захоронения матушки Александры и многих сотен расстрелянных в Ачинске в 30-е годы прошлого столетия «врагов народа» неизвестно. До сих пор эта информация остается под грифом «совершенно секретно». Есть только воспоминания очевидцев о массовых расстрелах - в районе аэропорта и фабрики игрушки. 30 октября 2019 г., в День памяти жертв политических репрессий, у Поклонного креста, установленного на месте алтаря разрушенного Троицкого собора, благочинный Ачинского округа митрофорный протоиерей Евгений Фролов совершил панихиду по жертвам «Большого террора». В числе прочих священники помянули и матушку Александру Горячеву.
Священник Казанского собора протоиерей Сергий Пигасов. Жил-был батюшка. Жил он в одном селе Пермской губернии. Дяди и тёти в селе уважали его. Он был добрый, учил их детей, крестил, отпевал умерших. В воскресенье дяди и тети любили наряжаться в лучшие одежды и шли в Храм. Там батюшка служил Литургию, учил верить в Бога, просил дядь и теть жить правильно, никого не обижать, не пить много вина, хранить верность в семье… Но вот пришел 1917-й год. Дядям и тётям сказали, что Бога нет. Сначала они засомневались. Потом растерялись. А потом обрадовались: мы свободны! Значит, можно жить, как хочешь! В воскресенье можно поспать – ведь в Храм идти не нужно! Можно взять чужое, если никто не видит. Можно обмануть, если это выгодно. Можно бросить свою жену с детьми и даже вполне законно убить еще не родившегося своего ребенка, чтобы не было в жизни лишних проблем и трудностей. Ведь Бога нет!
Прошло десять лет и три года. Но не было у дядь и тёть полного покоя. В селе все еще стоял Храм, а там по-прежнему служил батюшка. И совесть по временам мучила их. Тогда они собрались всем селом на сход и решили: священника, как «ненужного элемента», из села удалить, отобрать у него дом и все имущество. А самого немедленно заключить в темницу. Ну а Храм закрыть, снять с него колокола и сделать там «народный дом» – вещь полезная, кто же поспорит... И повезли батюшку на 5 лет в лагерь, в голодный и холодный край - на Колыму. Жена его с детьми оказалась на улице, без дома, без вещей и денег… А дяди и тёти стали жить-поживать, и добра наживать. И совесть их была спокойна. Вот и сказочке конец.
Священник Сергий Пигасов. Под Покровом Богородицы
Казанскому собору 190 лет
Трудно сегодня представить наш город без Казанского собора – единственного действующего храма Ачинска и Ачинского района, пережившего годы страшных испытаний и гонений за веру XX века. Наверное, его можно сравнить с сердцем Ачинска. Сюда мы идем и с радостью, и с горем, идем за душевным спокойствием к своей Матери – Церкви.
Народная мудрость говорит: «Храм не в брёвнах, а в рёбрах». И еще: «У Бога нет других рук, кроме наших». История Казанского собора убеждает нас в ее истинности. Сколько было трагических, переломных моментов в «судьбе» нашего любимого храма, и всегда находились люди, верные Богу и Его Храму, готовые даже жизнь свою отдать за него.
Строили всем миром
История Казанского собора началась апрельским днем 1822 года, когда жители 10-ти тысячного Ачинска, в котором уже было 2 храма – главный трехпрестольный Троицкий собор и кладбищенский Крестовоздвиженский, выразили «непреклонное усердие» на средства горожан построить еще одну «каменную церковь, в коей быть приделам – первому во имя пожертвованного для сей церкви ныне вдовой ачинской мещанкой Марфой Юрьевцевой образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, нарекаемой Казанскою, в серебряной ризе, убранной жемчугом и соответствующими в приличных местах камнями; второму – во имя Вознесения Господа нашего Бога Иисуса Христа», избрав «в строителей оной церкви известных в добропорядочном поведении и усердных Богу ачинских мещан Алексея Данилова Хворостова и помощником к нему Семена Ермолаева Патюкова», которым было поручено «где следует испрашивать должное на сооружение оной позволение и для сего собирать сумму».
На прошения Хворостова о строительстве нового храма был получен отказ. Но Алексей Данилович проявил настойчивость, главным аргументом своих прошений о дозволении строительства храма ставя «непреклонное усердие» ачинцев. Разрешение было получено, и 10 августа 1826 года, епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Михаил, проезжая через Ачинск, «заложил во имя Казанской Божией Матери трехпрестольный храм». В сентябре этого же года Алексей Хворостов заключил контракт с мастером каменных зданий, енисейским мещанином Иваном Ивановым сыном Ишимцовым «о возведении означенного храма со всею отделкою, кроме иконостаса и крылосов»». Строился храм по проекту первого енисейского губернского архитектора Павла Федоровича Воцкого.
В то время, когда решалось – быть или не быть храму, в келье, специально построенной Алексеем Хворостовым во дворе своего дома, жил «брат» Даниил – будущий святой Даниил Ачинский. Конечно же, в основании храма – его молитва и предстательство пред Царицей Небесной.
Святой праведный Феодор Томский – «Фёдор Кузьмич» прибыл в село Зерцалы 26 марта 1837 года. На ачинской земле прошла большая часть его молитвенного подвига, и, безусловно, звучала его молитва и в стенах Казанского храма.
Краткое описание приходов Енисейской Епархии 1916 г. сообщает нам, что: «Ачинский Богородице-Казанской церкви приход открыт в 1829 г . и выделен из прихода Ачинского Троицкого собора. В состав прихода, кроме части г. Ачинска, входят две деревни: Мазуль в 2,5 в. от города и Карловка в 8 в. Первая деревня существует более 100 лет, вторая основана в 1895 г . Церковь в приходе одна, каменная, построена в 1830 г . Престолов в ней три: главный в честь Казанской иконы Божией Матери, правый во славу Вознесения Господня, левый во имя Великомученика и Победоносца Георгия. Церковная библиотека состоит из 538 томов. Церковная летопись ведется с 1867 г . В ризнице церкви хранятся св. Евангелие печати 1657г. и постная триодь 1656 г . Особым почитанием прихожан пользуется древняя икона Казанской Божией Матери, писанная в 18 ст. и по преданию найденная на том месте, где построен теперешний Казанский храм…»
Так и жил храм. Ачинцы ходили на службы, исповедовались, причащались, крестили детей, отпевали умерших. Менялись священнослужители, поколения верующих…
Когда пришла беда…
В 1917 году началась другая, трагическая история нашего храма. Произошла пролетарская революция, жестокая и безжалостная. Для построения «коммунистического рая» большевики не жалели крови. И хотя первой жертвой этого кровавого бунта стала Церковь, новая власть оставила для своей идеологии ее нравственные законы. «Моральный кодекс строителя коммунизма» - это Нагорная проповедь без Христа. Коммунистам мешала только вера людей в Спасителя, вера праведников в Царство Небесное. Эта вера, по мнению безбожных властей, отвлекала народ от главного – от строительства коммунистического рая на земле. Место Бога должен был занять Вождь. Место Церкви – партия.
Был издан Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Началась «эпоха невиданных гонений за веру, по своим масштабам, циничности и жестокости превосходящая всё, что когда-либо выпадало на долю последователей Христовых» (Патриарх Алексий Второй).
Первым делом нужно было подорвать Церковь экономически. Власти арестовали церковные счета, которые, по сути, являлись общинными, общественными. Описали церковные ценности. Начали реквизировать иконы в дорогих окладах, кресты из драгоценных металлов, украшенные самоцветами, другие предметы церковной утвари, которые были для верующих не предметами роскоши, но великими святынями. Юридически своим Декретом большевики отделили Церковь от государства, фактически национализировали её имущество.
Начались расправы над служителями Церкви. Первыми на Ачинской земле в январе 1919 года приняли смерть священник Ново-Еловского храма Владимир Фокин, священник села Петровское Михаил Каргополов, священники села Тургенево Трофим Кузнецов, села Алтат Александр Поливанов. На юбилейном Архиерейском соборе 2000 г., в числе тысяч священников и мирян, пострадавших за веру Христову в годы гонений, они были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.
После окончательной победы советской власти и установления диктатуры пролетариата священнослужителей уже не расстреливали без суда и следствия. Власти создавали видимость правосудия, арестовывая священнослужителей по надуманным поводам. Обвиняли в посягательстве на советский строй, шпионаже в пользу всех империалистических разведок, вредительстве. Объявив их чуждым классовым элементом, запирали в тюрьмах, уничтожали в концлагерях.
В начале 30-х в Ачинске исчез с лица земли Крестовоздвиженский храм, в 1934 г. был разрушен Троицкий собор, из кирпичей которого построена городская баня.
Быть верующим во второй половине 30-х годов было крайне опасно. Их лишали избирательных прав, не давали работать по специальности, увольняли с работы. Замеченных с крестиком детей высмеивали и морально травили в школе. Многие, испугавшись за себя и своих близких, боялись подойти к храму, не то, что отстоять службу в нём. Бывший церковный староста отказался от исполнения своих обязанностей. Тогда этот крест приняла на себя прихожанка храма Наталья Сергеева. Когда члены ликвидационной комиссии пришли к ней за ключами от храма, чтобы изъять церковные ценности, она решительно отказалась открыть храм, а когда в 1937 году над храмом нависла угроза закрытия и разрушения - ездила в Москву к Председателю Президиума Верховного Совета Калинину с просьбой верующих о разрешении службы в церкви. В результате – 10 лет «без права переписки». Расстреляна в Ачинске 11 марта 1942 года.
В 1936 году в Ачинске, в котором остался один действующий храм, был свой Архиерей. Сергий (Куминский) (1869 - 1937), епископ Ачинский, викарий Красноярской епархии, бывший полковой священник, в 1923 году, после смерти жены принявший монашеский постриг и тайную от властей епископскую хиротонию. 14 апреля 1936 года назначен на Ачинскую кафедру, временно совмещал управление Красноярской и Енисейской епархией. Служил в Казанском храме. 4 ноября 1937 года, в день престольного праздника, был арестован и помещен в Ачинскую тюрьму. В постановлении об избрании меры пресечения от 14 ноября 1937 года утверждалось, что он состоял "членом контрреволюционной организации офицерско-белогвардейского заговора и проводил контрреволюционную работу". На единственном допросе, несмотря на давление следователя, вины своей не признал. 5 декабря того же года на заседании тройки УНКВД по Красноярскому краю был приговорен к расстрелу. Расстрелян 11 декабря 1937 года в г. Ачинске.
Вместе с епископом Сергием 10 и 11 декабря 1937 года расстреляны: священник Казанского храма Македоний Сташевский, до принятия сана в 1920 году бывший начальником Красноярской телеграфной сети, стоявший у истоков телефонизации Красноярья, священник Казанского храма Иоанн Попов, диакон Казанского храма Георгий Строкачинский, диакон Казанского храма Николай Кармальский, священник села Козловка Александр Амвросов, священник села Ольховка Николай Богоявленский, священник из Чернореченской Евгений Клавсуц, священник из Новой Еловки Гавриил Быстров, священник из Ольховки Григорий Мелентов, священник села Красновка Алексей Шатов, священник села Бирилюссы Евфимий Ячмень. Всего же в тридцатых годах только в Ачинске было расстреляно 27 священников и дьяконов.
Вновь открыты двери храма
2 сентября 1939 года Казанский собор постановлением Крайисполкома был закрыт. Чудом спасенный от неизбежного разрушения письмом отдела госохраны памятников культуры, стоял он без крестов и без молитвы. Использовали храм под склад военторга.
В 1943 году, по окончании срока заключения, в Ачинск, в ссылку прибыла бывшая монахиня Усть-Медведицкого монастыря города Серафимомович Волгоградской области монахиня Раиса (Кривошлыкова). Великая молитвенница и подвижница, получившая от Господа дар прозорливости, принесла в Ачинск молитвенный дух, собрав вокруг себя верующих людей.
В 1946 году монахиня Раиса и бывший в Ачинске в ссылке игумен Феодосий (Борисов) начали сбор подписей под прошением об открытии для верующих Казанского храма. Горожане с большим желанием ставили свои подписи под прошением. Взошли ростки веры, посеянные матушкой Раисой в сердцах многих ачинцев. На первую службу, которая состоялась 19 декабря в день памяти Николая Чудотворца, столь почитаемого матушкой, собралось очень много народа – полный храм. Во время литургии матушке было явление Пресвятой Богородицы. Монахиня Раиса говорила, что будут ещё гонения на Церковь и разорение монастырей. Закроют многие церкви, но этот храм устоит, потому что хозяйка в нём - Царица Небесная, что в этом храме большая благодать. Матушка всегда убеждала и утверждала, что в храм надо бежать бегом, все бросать и бежать.
Первым священником после открытия Казанского храма стал протоиерей Михаил Сорокоумовский. В апреле 1938 года приговоренный к высшей мере наказания, проходил он под конвоем мимо Казанского храма. Тогда он и дал обет: «Матерь Божия, если останусь жив, сразу приду к Тебе». В мае приговор был пересмотрен. Расстрел заменили десятью годами лагерей в Туруханском крае.
Освободившись из лагеря, даже не заехав к семье, которая была в Новосибирске, прямо в тюремной робе, протоиерей Михаил приехал в Ачинск. Получив Указ от правящего Архиерея, отец Михаил стал служить в Казанском храме, поселившись в боковой комнате притвора. День и ночь был при церкви. Служил и сторожил. В незастекленные окна внизу купола внутрь церкви заносило снег. Печь топилась только в алтаре, поддерживая там температуру чуть выше нуля. Отец Михаил старался вернуть храму хотя бы подобие былого величия. При нём были отреставрированы боковые приделы. Починили покрытие главного купола. Изготовили часть оконных рам. Отремонтировали две печи (голландки). И даже купили лошадь, чтобы было на чём ездить на требы, дрова возить. Протоиерей Михаил Сорокоумовский прослужил в Ачинске пять лет, после чего был переведен в Томск.
В 1953 году настоятелем Казанского собора был назначен протоиерей Иосиф Шаповалов. До этого он служил в деревне Парной Шарыповского района. В свободное от службы время, крестьянствовал. В Ачинск перебрался с деревенским скарбом, коровой. При нём на куполах была настелена новая кровля, закончен ремонт и реставрация боковых приделов, изготовлены семь напольных киотов. Некоторые из них до сих пор стоят в храме.
Протоиерей Иосиф направил в горсовет ходатайство о расширении прихрамовой территории за счет свободных участков с северной и северо-восточной сторон и сноса двух ветхих бараков с южной стороны. Получил положительный ответ. Отец Иосиф даже заказал в отделе архитектуры проекты и сметы на строительство крестильни, жилого дома, склада.
При Н.С. Хрущеве, обещавшем показать по телевизору последнего попа, начинался новый виток гонения на Церковь. В Красноярске был закрыт Покровский собор и переделан сначала в мастерскую, а затем в выставочный зал. Решение о расширении церковной ограды Казанского храма было отменено. Чуть не вплотную к церкви начали строить здание военкомата. Много испытавший за свою жизнь скорбей батюшка не смог перенести нового уничтожения храмов, которые часто исчезали с лица земли за одну ночь. Сердце отца Иосифа не выдержало – зимой 1959 года он скончался и был погребен на городском кладбище. Трудолюбивый, простой и доступный отец Иосиф оставил по себе добрую память в сердцах прихожан и в истории возрождения Казанского собора.
С 1961 года гонения на Церковь и её служителей усилились. Давление на Церковь велось со всех сторон. На местном уровне обязанности уполномоченного по делам религий возлагались на секретарей горисполкомов. Они, используя все рычаги государственной власти, создавали невыносимые условия для деятельности священников. Отсюда такая частая смена настоятелей Казанского собора в шестидесятые-семидесятые годы. Но, вопреки всем противодействиям, службы в храме продолжались, многие служившие в нём, оставили по себе добрую память.
Как живешь, любимый храм?
4 ноября 1993 года настоятелем Казанского собора был назначен протоиерей Евгений Фролов. Он же является и благочинным церквей Ачинского округа. За плечами отца Евгения к тому времени уже было 14 лет службы в священном сане и построенный Троицкий собор в городе Шарыпово.
Отец Евгений вложил много сил и трудов в благоукрашение нашего храма, придание ему современного величественного облика, в возрождение и утверждение церковной и богослужебной жизни, духовное просвещение ачинцев. Были привлечены высококлассные мастера для изготовления нового резного иконостаса главного придела, киотов храмовых икон, ограждения для детского хора и клиросов. Произведена роспись внутренних стен храма, изготовлены и установленные новые «золотые» купола.
За годы служения отца Евгения в Приходе открыт гимназический храм во имя святого Великомученика Георгия Победоносца, храм Святого Великомученика Пантелеимона при ЦРБ, при котором организовано сестричество. Построен храм святого праведного Даниила Ачинского в Привокзальном районе, построена часовня cв. Архистратига Михаила на юго-западном направлении дорог, часовня Святителя Николая в трамвайном управлении, часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всецарица" в санатории "Родник". Открыт храм во имя cвятого Даниила Ачинского в селе Белый Яр, построен храм новомучеников и исповедников Церкви Русской в следственном изоляторе.
20 лет назад, 6 апреля 2000 года, была открыта Ачинская Православная Преображенская начальная гимназия. За это время, время становления, формирования устоев и традиций, в школе выросло целое поколение учеников.
Создателем и первым директором гимназии была матушка Светлана Павловна Фролова. Светлана Павловна — дочь потомственного священника, супруга и мать священников, — всю свою жизнь посвятила служению Святой Православной Церкви. После смерти матушки Светланы ее дело продолжает дочь - нынешний директор гимназии Светлана Евгеньевна Фролова.
Сегодня в Ачинском Богородице–Казанском приходе несут пастырское служение 7 священников и 1 диакон. Настоятель митрофорный протоиерей Евгений Григорьевич Фролов, штатные священники протоиерей Александр Александрович Яблушевский, протоиерей Сергий Викторович Пигасов, протоиерей Дионисий Борисович Колмаков, протоиерей Валерий Юрьевич Русаков, иерей Александр Викторович Сафимов, иерей Артемий Николаевич Катюшкин, протодиакон Виталий Викторович Каменюк. Состав духовенства в городе стабилен, все священнослужители служат в соборе более 12 лет.
Как и в давние времена, так и сейчас жизнь храма невозможна без преданных Богу и Церкви людей. Мало кто задумывается над тем, сколько всего нужно для обеспечения полноценной жизни храма. Ведь, кроме богослужений, в зоне ответственности духовенства - Воскресная школа, Богословский семинар. В попечении прихода Ачинский следственный изолятор, две воинские части, казачество. Священнослужители собора сотрудничают с реабилитационными центрами, детскими домами, психоневрологическим интернатом, учебными заведениями. Приход ведет миссионерскую, духовно-просветительскую работу, взаимодействует с краеведческим музеем, библиотеками, общественностью города. Действует сайт http://aksobor.ru, выпускается ежемесячная 8-страничная газета «Ачинский благовестник».
А сколько всего нужно для совершения богослужений?
Верхний (большой) хор Казанского собора более 36 лет возглавляет Наталья Юрьевна Коробкова. Вместе с ней пришли еще три человека. Они и теперь составляют «костяк» хора, в составе которого в разные годы было от 7 до 15 человек. Все певчие имеют музыкальное образование.
Малым хором (клиросом) Казанского собора уже 13 лет руководит матушка Татьяна Русакова. 6 дней в неделю, утром и вечером, певчие приходят на службу, выкраивая время, не занятое основной «мирской» работой, не смотря на занятость своими домашними делами, детьми. Без них служба невозможна. На «ангельском месте» (так называют клирос по аналогии с Ангелами, непрестанно воспевающими хвалу Богу) много молодежи, но есть и такие, которые служат более 20 лет.
Ни одна служба не обходится без просфор, которые выпекаются в просфорной. Руководит «просфорницами» послушница Елизавета, которая хранит преемственность традиций и отвечает за качество и достаточность богослужебных просфор.
Главные помощники священников во время богослужения - пономари, послушники. Они зажигают лампады в Алтаре, разжигают и подают кадило в определенные моменты службы, выходят с подсвечниками, звонят в колокола, читают поминальные книжки и записки, и даже убираются в Алтарях, так как входить в Алтарь никому, кроме священников и пономарей, не позволено.
И постоянных прихожан, и тех, кто впервые или от случая к случаю входит в храм, встречают работницы иконной лавки и регистратуры. Им приходится разрешать с людьми большую часть всех вопросов, часто отирать слезы и даже выслушивать «исповеди» людей, которые пока не готовы подойти к священнику.
За чистотой и порядком в храме следят уборщицы. Они возжигают лампады у икон, следят за чистотой подсвечников, ежедневно моют пол в храме и служебных помещениях. Часто приходящие в храм люди обращаются к ним за советом – перед какой иконой поставить свечу, какому святому помолиться в своих житейских нуждах.
Все работники храма прошли обучение на Богословском семинаре, который более 20 лет действует в Казанском соборе. Программа обучения семинара рассчитана на 3 года, но главным является даже не овладение богословскими знаниями, а получение православного взгляда на жизнь, на ближних и на самих себя, умение ориентироваться в информационном потоке, сохраняя православный взгляд на происходящее в мире, стране. Слушатели семинара – главные помощники Прихода. В большие праздники и важные для храма события, такие, как Крещение Господне, родительские субботы, встреча святых мощей, - они приходят на помощь храму.
В Воскресной школе, которая носит имя священномученика Евфимия Горячева, служившего в Ачинске, обучаются основам православного вероучения и церковной жизни дети от 7 до 15 лет. Кроме Закона Божия в воскресной школе детей учат пению, рукоделию. После занятий ребят угощают обедом в храмовой трапезной.
В соборе действует библиотека православной литературы, в которой почти тысяча книг.
Уже более 20 лет при больничном храме святого Великомученика Пантелеимона действует православное сестричество. Сестры милосердия ежедневно дежурят в храме, разносят по палатам ЦРБ святую воду, иконки, святыни, поддерживают больных добрым словом, а тех, кто хочет услышать – и евангельским.
Кроме всего сказанного, нужно еще обеспечить содержание в чистоте богослужебных одежд, облачений Алтарей и храма, благоустройство и озеленение прихрамовой территории, и многое, многое другое. Все это труд людей, неравнодушных и преданных Церкви.
И, конечно же, не обойтись нашему храму, который является памятником истории и культуры федерального значения, без помощи городских властей, предпринимателей, руководителей предприятий, с честью продолжающих традиции православного меценатства, таких как Владимир Николаевич Чернышенко, Сергей Николаевич Никитин, Владимир Владимирович Колычев, Татьяна Сергеевна Коротина и просто неравнодушных горожан.
С Днем рождения, любимый храм! Да пребудешь ты с нами до скончания века радуя, утешая, пробуждая к любви, свету и добру многие и многие поколения ачинцев.
Священник Казанского собора Сергий Пигасов Когда я была еще совсем маленькой, мне было года 4, бабушка Марфа Семеновна весенним утром повязала на голову новый белый платок, взяла узелок с яркими пасхальными яйцами, куличами и бутылкой молока. Мы вышли за город, людей становилось все больше и больше. Все шли в одном направлении – к кладбищу. Там мы садились на молодую зеленую травку, развязывали свои узелки с едой. Я тогда еще не знала, что это Радоница – день поминовения усопших. Так мы с бабушкой ходили несколько лет.
Потом я пошла в школу, в первый класс. И самым большим потрясением для меня было узнать, что в этом году я не пойду с бабушкой на Радоницу – мне нужно идти в школу. Я и сейчас не понимаю, почему этот день у нас рабочий? Ведь это же так важно для всех нас, особенно для детей!
А когда я немного подросла и училась уже в третьем классе, бабушка привела меня в сад. Был теплый летний вечер, смеркалось. На небе показались звезды – их было очень много. Бабушка показала мне на небо и сказала: «О том, что я тебе скажу, никто не должен знать, а если кто узнает – маму с папой накажут. Там, на Небе, живет Бог, Он нас видит, знает и любит. Ему нужно молиться и всё рассказывать. А если будут какие-то трудности, или кто обидит (всё в жизни бывает) - выйди в сад, посмотри на небо, помолись Господу и попроси Его помочь тебе. Он обязательно поможет».
У нас была обеспеченная семья, в доме был достаток. Мы не нуждались, нас хорошо одевали. Папа из Москвы привозил нарядные платья, игрушки, фрукты. Мы с родителями летом ходили на речку купаться, в лес за ягодами, ездили на пикники. Зимой катались с папой на лыжах, на санках. Детство было счастливым. Но самые яркие воспоминания – это походы с бабушкой на Радоницу и в сад – на первую встречу с Богом.
Став взрослой, я всё пыталась понять – почему именно эти моменты в моей жизни остались такими яркими? Я помню молодую зеленую травку, на которой мы сидели, звездное небо в саду. И я поняла. У меня уже тогда, еще не понимающей того, было ощущение Присутствия Бога.
Сейчас я уже сама бабушка. Жаль только, что внуки живут далеко. Но когда они приезжают ко мне в гости, мы обязательно приходим в наш храм Казанской иконы Божией Матери. Молимся, причащаемся Святых Христовых Тайн, возжигаем свечи за живых и, обязательно, - за усопших. Я очень хочу, чтобы мои внуки ощущали Присутствие Бога. Он рядом!
Прихожанка Казанского собора г. Ачинска Наталья
Октябрь 2020 г. Просфора – это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа – Божьей и человеческой). Просфора печется обязательно из чистой пшеничной муки. Она также состоит из воды (обычно крещенской) и соли. Вверху просфоры имеется печать. Чаще всего это крест и буквы «Ис.», «Хс.» – Иисус Христос и греческие «Ника» – «победа». Возможны на печатях также изображения Пресвятой Богородицы, святых.
Из просфоры с Христовой печатью вырезается Агнец, который на Литургии станет Телом Христовым, из остальных вынимаются частички с поминовением имен живых и усопших православных христиан. Просфоры по окончании Литургии выносятся из алтаря и раздаются верующим. Часто это делается в свечной лавке.
Есть на территории Ачинского храма Казанской иконы Божьей Матери незаметная голубая дверь, за которой трудятся наши просфорники. Именно здесь, в просфорной, происходит соприкосновение материального и духовного, руками просфорников создается истинное чудо - Святой литургический хлеб, просфоры, без которых невозможна литургия, немыслимо Причастие. У Господа есть свои причины, по которым он приводит людей на такое особенное служение, и у каждого из нас есть своя, почти сказочная, история. Мое служение началось 1,5 года назад. Однажды понимаешь, что все, - больше невозможно жить так, как раньше, хочется не только глубокой молитвы, но реальных действий. Почему-то на ум пришло поехать в Серафимо-Дивеевский женский монастырь трудницей, но на тот момент возможностей никаких не было. Куда идти? Ну конечно, к иконе любимого Святого Преподобного Серафима Саровского. Плакала и рассказывала, и просила, и объясняла, что нет уже сил терпеть никчемную жизнь, душа просит быть полезной. Тогда я еще не знала этого слова «служение».
Приходя в Храм, каждый раз подходила к иконе Святого Преподобного Серафима Саровского. Однажды на Литургии объявили, что требуется помощь в просфорной. Вот оно свершилось, зачем куда-то ехать, когда нужна помощь в родном Храме. До сих пор считаю это чудом: по молитвам Святого преподобного Серафима Саровского Господь подарил мне эту возможность - работать в просфорной. И у каждого из нас такие невероятные истории - кого-то привели за руку, кого-то просили помочь, но у каждого в душе было большое желание – быть c Богом.
Оказалось, что работа начинается очень рано. С первого раза понимаешь, что попал в Святое, Благодатное место - второй Алтарь. Вся работа происходит с пением молитв, душа должна быть спокойна, никакие мысли не должны отвлекать. Все мы разные - по возрасту, по роду занятий, по характерам, но здесь нельзя выставлять свое «я», каждый должен работать со смирением. Сказали - сделал, - только так все получится. Нельзя нарушать не нами установленный уклад. Святое место не терпит пустых разговоров, сильных эмоций, плохое настроение любого из нас может повлиять на результат работы. Поэтому так важно перед работой в просфоной исповедоваться и причащаться, брать благословение у священника. После того, как тесто замешано и поставлено в расстоечную, есть время для чтения Евангелия, Псалтыри, Акафистов и Канонов. Далее готовится обед, чтобы подкрепить силы перед работой, за обедом, в беседе со старшими сестрами, можно получить бесценные знания и советы, всегда помогут разобраться, порекомендуют, какие православные книги почитать. До глубины души поражает, с каким трепетом и заботой относятся они друг другу, конечно, бывают и шероховатости, но главное - это умение прощать. Дорогого стоит молитва друг за друга. Наши просфорники - большие молитвенники и труженики. Нашей сестре Надежде уже 80 лет, из них 20 работет в просфоной, Елизавета трудится во Славу Божью более 16 лет, она с уважением помнит тех кто многие годы нес послушание рядом с ней - Неониллу, Лидию, Любовь, как живой пример православной жизни. Не один год трудятся в просфорной сестры Нина, Галина, Надежда, Галина, Любовь, Ольга, брат Виталий.
Труд просфорников тяжел, все делается вручную: выкатывается тесто, режутся формы, накрываются просфоры, когда включаются печи, воздух в маленьком помещении накаляется так сильно, что становится трудно дышать. Но никто не уходит. И вообще, все стараются выходить в каждую смену, пропуская лишь только по очень уважительной причине.
Отработав первую смену, устала так, что кое – как стояла, в это время сестры бодро наводили порядок по окончании работы. «Устала?» - весело подмигнула Елизавета. И я поняла, что без помощи Божией здесь не обошлось, ведь каждая из них старше меня на десяток лет, а может и на два. Не меняясь духовно внутри, таких нагрузок не выдержишь, уйдешь.
Как же приятно после работы угоститься горяченькой просфорой, прямо с пылу, с жару. Со временем просфора становится самым вкусным, любимым лакомством. Вот что значит - приготовлено с молитвой, любовью, да на Святой воде.
Конечно, физически тяжело, но как благодатно и целебно для души, как глоток чистого воздуха. Все мы живем в мирской суете, болеем, одолевают дела и скорби, не все получается, но самое главное, как говорит наш брат Виталий, - дойти до дверей просфорной и взяться за дверную ручку. И никакая сила уже не сможет помешать, все проблемы уходят на второй план, и остается только одно желание поработать для Господа. По милости Божией появляются силы и здоровье, сердце наполняется благодарностью, радостью и просто хочется жить.
Прихожанка Казанского собора Наталья Галицкая