Икона
Русская Православная церковь. Красноярская епархия
Крест
Ачинское благочиние
Казанский кафедральный собор г. Ачинск
По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона
Митрополита Красноярского и Ачинского
Собор
Меню

Житие монахини Раисы (Кривошлыковой)

Житие монахини Раисы (Кривошлыковой)
митрополит Евлогий (Смирнов)

Ели жизнь не свята, как она освящена словом Божиим, нельзя назвать ее таковой. А с ней как солнце Правды, жизнь значится совсем иной и прямо божественной, не знающей тления и смерти, чем поразил себя человек, уклонившись от своего Творца и Бога. К святости призван каждый приходящий в этот мир, подражая своему Богу как Всесвятому во всех своих деяниях.

С доброй похвалой и высокой славой представляется вся жизнь монахини Раисы, ставшая новым гимном Бога Вседержителя, в чем она видела весь смысл своего бытия и значение веры в Него. «Токмо Прославляющия Мя, - говорит Господь, - прославлю» (1 Цар. 2, 3).

Родилась матушка 21 мая 1888 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в Нижнекривском хуторе станицы Усть-Медведицкого округа (ныне Ростовская область) в большой семье.

Ее родители Владимир и Татьяна - трудовые крестьяне и весьма религиозные. Уже в пятилетием возрасте Лена (имя монахини Раисы до пострига) говорила всем, что пойдет в монастырь и будет находиться там. С возрастом ее случилось, что она поломала ногу и перемещалась уже на костылях. Видимо это привело ее вскоре в монастырь Усть-Медведицкий, где игуменией была известная в истории Церкви как подвижница веры и благочестия Арсения, а так же жила ее тетка монахиня Анатолия, что вскоре и расположило юную душу к святыням обители и особенно к духоносным ревнителям монашеской жизни, которых там было немало. Молясь однажды со всеми людьми перед почитаемой иконой Божией Матери «Скоропослушница», насельница Елена чудом получила полное исцеление своей ноги, оставив костыли свои у святого кивота, что удивило всех сестер монастыря этим неожиданным событием. При другой игумении - Святославе (Ведениной) - послушница Елена была пострижена в монашество с именем Раисы.

1928 год стал роковым для Усть-Медведицкого монастыря, его многих сестер, изгнанных новой безбожной властью почти всех из его стен и увезенных на подводах не весть куда. Но матушку Раису бешеные разорители тогда не заметили. Она взяла Псалтирь, вышла за монастырские ворота и стала горячо молиться, хотя новые и буйные хозяева, не замечая ее, не раз миновали её. «Бог сохранял меня всюду», - часто говорила матушка людям своим. А на долю ее в течение почти двух десятилетий по закрытии монастыря, как и на других сестер, выпала непередаваемая горечь времени, сплошные тюрьмы и ссылки - в Мордовию, Караганду, далекую Сибирь, а то и просто жалкое скитание от дома к дому, как вспоминала матушка, которые были более сносны для нее, чем допросы и суды над ней, истязающие ее подчас «до костей». Следственные органы ставили ей в обвинение чисто религиозные ее выражения, будто сбивающие окружающий народ и разлагающие колхозы. Ответы матушки, не окончившей ни одного класса школы, были удивительно светлы и разумны. Новую власть в стране она никак не отвергала, ссылаясь на слово Божие, вразумляющее каждого: «Нет власти не от Бога» (Рим. 13, 1).

Напротив, призывала всех терпеть и, особенно, горячо молиться Богу, что и спасет каждого лучшим образом.

- Делайте добро, - заключала матушка всякий раз, - и тогда все будет у вас добрым.
Освободившись однажды из тюрьмы, матушка не знала, где ей теперь быть. На родине шла ожесточенная война. Пока она раздумывала, к ней неожиданно подошла некая женщина и расположила ее ехать вместе с ней в Сибирь. Проводники хорошо помнили, что в вагон, наряду с другими, садились две женщины и были размещены, поезд мчался без остановок, но, к их удивлению, и особенно матери Раисы, эта спутница вскоре стала для всех невидимой. Матушка сочла это как прямую небесную помощь ей свыше. Она сошла в г. Ачинске, который до сих пор в старых его жителях помнит ее духовные и благодатные знамения и знаки, что чудом Божиим подвигло многих к вере, тогда совсем упавшей в народе.

После ссылки матушка Раиса около четырех лет жила в центре Кузбасса, в городе Кемерово, где будто застыла духовная жизнь под шквалом житейских нестроений. Духовность монахини как «не от мира сего», её общение с народом чудесно пробуждало людские души в этом шахтерском городе. Открытый в 1950г. приход в г.Кемерово в честь иконы Божией Матери «Знамение» с благословения митрополита Новосибирского Варфоломея (Городцова) быстро набирал православный дух жизни, нравственно оживлял многих. Люди спешили крестить и креститься, венчаться, твердо опираясь на наставления матушки Раисы, ставшей для них редкой светлой душой. Всех поражала ее явная прозорливость, когда могла она читать жизнь и поступки людей, вызывать у них покаяние за всё нераскаянное ими в прошлом, вселять в них страх Божий, становясь для них близкой духовной матерью.

Как-то подвели в храме к матушке слепого мужчину необычного роста. Она с молитвой облила его святой водой и сказала ему вполголоса:

- Это тебе наказание за черные твои слова...

Слух о духовном, святом человеке в городе так быстро разошелся, что матушка Раиса не могла уже быть в храме за свечным ящиком, где всегда находили ее люди, почувствовав, что за ней следят органы власти. Горожане стали прятать ее по своим домам.

Последнее время она жила на окраине города, в так называемом «Шахтстрое». Можно сказать, дверь в квартиру этого дома не закрывалась. Шли к матушке днем и ночью с жгучими и отчаянными вопросами жизни. Перед отъездом на родину мать Раиса неожиданно спросила свою хозяйку Наталию:

- А ты знаешь, сколько побывало у тебя в этой квартире?
- Очень трудно ответить, - сказала Наталия, - знаю, что очень много.
- Семь тысяч! - огласила духовная наставница, открыв тайну Божиего попечительства об этом граде.

В 1950 году матушка Раиса была уже в родных ей местах, поселившись в г. Серафимовиче Волгоградской области в доме монахини Варсонофии. И снова поток людей с вопросами жизни и спасения устремился к ней.

Однажды привели к ней мальчика, мучимого страшными припадками.

- Матушка, помоги Христа ради, - со слезами стала молить мать этого страдальца.
- Помогу с надеждой на Бога, - тут же ответила сердобольная монахиня.

Без труда сделала лекарства (это святая вода и мед) и дала ему выпить, чем вскоре полностью излечила больного на радость родителям.

Подводили к матушке немало бесноватых. Такой оказалась одна девушка. Глянув на больную, матушка тотчас сказала всем о ней:

- Ведь она некрещеная.

Девушку без промедления крестили, но перед таинством многие услышали за стенами храма дикое хлопанье в ладоши. По выздоровлении девица поведала всем свой откровенный сон, как матушка Раиса подала ей зажженную свечу.

О пропавших безвести в Великую Отечественную войну матушка говорила их родным как о живых, оставшихся за рубежом, советуя поминать их в храме о здравии.

Тем, кто крестился рукою небрежно, она говорила:

- Что перекошенный костюм вызывает у всех один смех. Подобно тохму и диавол смеется над человеком, искажающим крестное знамение на себе.

Одна женщина просила матушку вылечить ее от глухоты, на что получила ответ:

- Меньше слышишь, меньше будешь грешить.

Матушка Раиса часто рассказывала, как Бог сохранил ее от явной смерти. Однажды она пролежала в оледеневшей камере двенадцать дней, потеряв сознание. Все сочли ее уже мертвой. Но она чудом Божиим ожила к удивлению врачей.

Матушка вспоминала, как будучи в тюремном заключении, к ней в камеру зашел начальник тюрьмы повидать ее. О необычной заключенной много тогда говорили в тюремных стенах.

- А разве вы не в Москве? - вдруг сказала заключенная входящему к ней начальнику.
- Не совсем понимаю, почему мне нужно быть там? - ответил он.
- Как! - возразила мать Раиса. - Ведь траур в Москве, умер Сталин.

На следующий день по телеграмме он срочно выехал в столицу.

Однажды матушке Раисе поведали об одной девушке, вышедшей замуж за разведенного человека. Она оказалась в большом несчастье. Родственники хотели было вернуть ее домой. Но прозорливый человек тотчас возразил им:

- У нее такой путь. Она должна пройти сквозь огонь и воду.

И действительно, после смерти мужа на удивление всем она выглядела весьма благополучной и утешенной от Бога.

Прямо на коляске осмелились подвезти к матушке калеку - единственную дочь представительных родителей.

- Это дитя ничем не вылечить, - сказала матушка Раиса. - Такими рождаются дети, зачатые под большие праздники.

Как-то в ее доме собрались интеллигентные люди: врач, инженер и учителя. Разговор у них был высокий, профессиональный и отчасти даже духовный. Матушка, послушав их, внимательно сказала:

- Для души и спасения достаточно знать три книги: Евангелие, Псалтирь и Молитвослов.

Матушка Раиса скончалась на семидесятом году своей жизни, много повидав в ней, не только светлое и благодатное, касаясь душой невидимого мира, что её умиляло и одушевляло на большую духовную жизнь и спасение, как смысл веры, и в то же время чувствовала немало крестного и прямо мучительного от происков мира сего, всегда воюющего с вечно-правдивой жизнью верных Церкви людей, терпя от них полное поражение. О своей кончине она предсказала близким людям весьма образно:

- А похоронят меня как юродивого, - говорила она, - что жил в нашем монастыре.
- А как юродивого хоронили? - спрашивали ее.
- Так, - отвечала матушка, - что не успели занести в храм.

Матушку действительно отпели в церковной сторожке на следующий день после смерти ввиду возникшей в городе опасной эпидемии.

Блаженная кончина матери Раисы последовала 6/19 июня в день памяти преподобного Илариона Нового в 1957 году. Умирая, матушка попросила своих сестер снять ее с койки и положить на пол, что крайне удивило всех. Взяв в одну руку свечу, умирающая стала креститься другой, пока не застыло ее тело.

С праведной и блаженной кончиной матери Раисы не остановилась ее обильная помощь страдающим от многих болезней и несчастья людям. У могилы ее народ получал многое утешение в скорбях, а также исцеление душ и телес своих. Многие видели у креста ее могилы даже ангелов.

День святой кончины матушки - 19 июня стал особо почитаем. Съезжаются до сих пор в этот день со всех сторон и областей в Усть-Медведицкий монастырь, где она теперь захоронена, не менее ста пятидесяти человек. Непременно все причащаются, и на могиле ее проникновенно молятся за большой о ней панихидой.

Известность о благочестивой и святой жизни монахини Раисы, быстро распространялась, где бы Промысл Божий ни судил ей проживать. Описание чрезвычайных знамений, связанных с избранницей Промысла Божия, свидетельствует, что «в память вечную Будет праведник, от слуха зла не убоится» (77с. 111, 6-7).
С могилой почивший в ней не пропадает и не исчезает, будучи бессмертен душой. На кладбище такие духовные люди, как мать Раиса, становятся более доступными всем, чем на воле в живых, тем более, нет человека на земле без болей и скорбей и порой прямо смертельных, чтобы не думать ни о чём и не искать благополучия. Нет ни одного дня, чтобы не стояли у погребения доброй инокини, молясь о своих неизлечимых ранах души и тела. Вот некоторые штрихи духовной общности.

В 2004 году жительница станицы Нижний Чир Волгоградской области раба Божия Евгения получила полное исцеление от сложнейшей внутренней болезни в полости живота по молитвам матери Раисы, испрошенным сестрой её Ириной как раз через многие еже дневные её моления у могилы матушки.

А вот в 2013 году из города Серафимовича раба Божия Наталия рассказывает, что её внучка выздоровела без всякого лечения по молитвам матери Раисы от неизвестной инфекции, заразившей её странным образом. Температура дошла до 40 градусов, врачи растерялись. Ребёнок был уже на краю жизни. Бабушка побежала сразу на кладбище, на могилу матери Раисы, молясь слёзно до самого вечера о помощи от Святой Инокини. И вот чудо,- так заключили все в больнице,- температура мгновенно падает до 37 градусов, больная входит в полное сознание и вскоре оказывается дома совершенно здоровой.

В октябре 2018 года раба Божия Валентина Авдеева поведала своим людям, как выздоровел её зять Петр от тяжёлой болезни, что уже не ел он, не спал, приковав себя к постели. Ничуть не сомневалась свекровь, что здравие Бог вскоре дал болящему за молитвы матушки Раисы, к которым она притекала не один день на её могиле самым прилежным образом.

От 19 июня 2018 года в семье Макаровой Марии Ивановны произошло чудо по молитвам матушки Раисы, которую она умоляла на её могиле слёзным образом о своем муже, опустившимся в жизни донельзя - страшно пил, уходил из семьи, подал даже на развод с ней. Вдруг его остановила болезнь. А в день памяти матушки Раисы - 19 июня, муж к удивлению согласился пойти в храм, был на её могиле, стоял всю панихиду по ней и стал неузнаваем. Вернулся в семью. Стал богобоязнен и совершенно выздоровел.

Словом, не перечесть всех чудесных событий от молитв страдающих людей на могиле матушки Раисы, удивительно слышащей всех, кто бы к ней не обращался и с какой бы скорбью к ней не приступал.

Божия благодать милостивно снисходит к людским бедствиям по обращению к ней с верой, какой обладала при жизни матушка Раиса и какую по смерти телесной она не потеряла, проливая эту помощь свыше всем прибегающим к ней.

ИЗ ПИСЕМ МАТУШКИ РАИСЫ
Сохранились письма матери Раисы к разным лицам, которые раскрывают духовный и благодатный мир ее души, добрый христианский опыт спасения, не заключающийся только в себе, но ищущий спасения еще и в ближних, не исключая и дальних, что отличает ее как подвижницу веры, более того, возвышает славу Божию, несмотря на усиливающийся шквал всякого рода зла на святое Православие.

К одному юноше двадцати лет, учащемуся в духовной семинарии, обратилась она так: «Отец твой и мой одинаково украшает большие и малые цветы. Пчелки эту душистую росу собирают и сколько меду приобретают. Я хочу, чтобы твой бидон был полон меду. Чтобы ты весь мир угощал своим медом. Прошу тебя, научись читать «Отче наш, ... да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое...». Чем святится имя Божие? Высоким смирением, глубоким терпением, любовью и послушанием. Тогда исполнится воля Божия».

В другом письме матушка учит юношу: «Просьба к тебе, вымети свою храмину. Чтобы у тебя можно жить Отцу, Сыну и Святому Духу, чтобы вселилась в тебя Троица Единосущная и Нераздельная. Ты будешь полон радости, и этим будешь радовать всех. А получить Духа Святого можно чтением и слушанием Св. Писания как истинного слова Божия. Св. Писание – такое сокровище, из которого можно получать и черпать свет и жизнь: свет, который может просветить и умудрить всякого человека, и жизнь, которая может оживить, утешить и усладить всякого человека. Когда будешь читать и слушать Св. Писание, отложи всякое мудрование.

Покорись слову Божию и воле Того, Кто говорит тебе чрез Св. Писание, и проси у Господа, чтобы Он вразумил тебя, освятил твой ум, чтобы дал охоту читать Св. Писание и исполнять то, что в нем сказано».

В третьем письме к юноше матушка показывает всю озабоченность о нем, говоря: «Возлюби Его! Всем умом своим, всем помышлением! Для этого нужно иметь крылья духовные. Веру! Надежду и Любовь! Хранить их в своем сердце глубоко. Для этого нужен большой подвиг. Хотя бы с маленькой крошки его начать, чтоб следить за собой. И во всем чтоб всегда полагаться на волю Божию. И за все благодарить Господа».
А вот еще ответ матушки близкому ей человеку, ставшему впоследствии священником прихода: «Шесть лет тому назад умер дедушка Герасим. Я вижу сон. Он пришел ко мне, а я закричала: «Дедушка! За какие миллионы ты купил такую одежду?» А он говорит, что эта одежда ни за какие деньги не дается, а только за одно внимание. Имейте и вы внимание ко Господу Богу, к начальнику и ко всем людям. Внимание как рельсы под паровозом. Рельсы есть смирение, а шпалы - терпение, а гвозди - скорби и болезни. И все необходимо для человека».

Сохранились ее письма к одному родственнику, Андрею: «За твое послушание наградит тебя Бог. Только что ты пожелаешь, у Него хватит и богатства и разума на всех. Нет такого места и таких людей, кого бы Господь не наградил за послушание счастьем. За обиды люди больше скорби терпят, чем обидимые. В жизни у человека много несчастных случаев, и все они возникают у него за непочтение и неуважение к людям. А за послушание одна награда. Одно счастье. Ведь правда всегда сияет, как солнце. Где правда живет, там совет и любовь. Правда и любовь – как хлеб добрый, на хорошей земле сеется».

ИЗ ВОСПОИМИНАНИЙ
Митрополит Палладий (Шерстенников), будучи на Саратовской кафедре, часто делился с людьми о матушке Раисе, благодаря которой он выжил, находясь с ней в ссылке в тяжелой болезни и получая от нее уход и духовную поддержку.
***
Есть очень живой очерк о дне памяти матери Раисы, составленный к 50-летию ее праведной кончины (7.07.2007 г.). С большим торжеством был отправлен этот первый большой юбилей по святой кончине матушки на месте ее погребения. Причастников в этот день было более ста пятидесяти человек. Были гости из Волгограда, куда привезены были тогда мощи святого апостола Луки, его честная глава, со Святой Горы Афон.
Что с Неба, то всегда прекрасно и благоуханно.
***
Чудес не счесть. В монастырь съезжается много паломников из самых дальних мест, почитая его прямо святым.
Однажды автобус привез богомольцев. Они все вышли и направились в храм, а водитель остался в кабине. Кто-то из сестер проходил мимо. Заметив водителя, сестра решила пригласить в храм и его.
- Я не верю ничему, - ответил он.
- Ну, ты зайди хотя в храм, возьми свечу, - настоятельно сказала насельница.
- Ну, ладно, возьму для больной жены.
Зашел, купил свечу и положил в карман. А дома вынул свечу, уже смятую, и отдал жене. Та выпрямила ее и приложила к болящей голове. И вскоре у нее все прошло. Потом шофер всем говорил:
- Теперь я поверил, что Бог есть!
Путь возвращения падшего в раю человека в дом Отчий - это крестоношение, почему при крещении на призванного ко спасению нового члена Церкви надевают крест через подражание Христу.
«А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Как бы ни был крест тяжел, для идущего за Христом он становится сладок и легок. «Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11,30). «Кто не несет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» - говорит Спаситель (Мф. 10, 38).
***
Иногда подарки матушки изъясняли людям их будущее. Одного отрока, усердно молившегося в ее доме, она одарила, на удивление всем, новыми валенками и писаными иконами Божией Матери Казанской и св. Предтечи Иоанна. В дальнейшем все эти знаки ее любви обернулись для него в профессиональные явления: он стал заведующим Иконописной школой при Академии, а также художником многих икон и картин.
***
Жительница г. Серафимовича Валентина Ивановна рассказала всем собравшимся у могилы матушки Раисы в день ее памяти, о том, как матушка исцелила ее мужа. Болезнь у него была настолько прогрессивной, что ждали его смерти со дня на день.
Матушка Раиса подняла болящего почти с одра смерти своей проникновенной к Богу молитвой: «Дай, Господи!», - промолвив ее трижды. С тех пор муж стал выздоравливать и прожил потом еще 35 лет.
***
Однажды матушка посетила одну семью на дому. Увидев главу семейства - Василия, она духом предсказала его скорую кончину. Взяв горящую свечу и, обходя его кругом, она стала петь «Святый Боже».
Предсказание матушки оправдалось - Василий вскоре скончался, оставив семью в восемь человек.
***
Почти все земное поприще монахини Раисы (Кривошлыковой) (годы жизни - 1888-1957) в сознательном возрасте - это было сплошное крестоношение в евангельском духе исполнения и утешения.
«Кто хочет за мною идти, да отвергнится себе ивозьмет крест и следует зл Мной» (Мф. 16, 24). Матушка Раиса была сосудом глубокой веры Православной, утвержденной подвигами христианской жизни, украшенной зримыми плодами истинного евангельского благочестия, достойного всецерковного почитания в лике святых исповедников своего времени. Эта подвижница скончалась в окружении свидетельниц ее истинного евангельского образа жизни, причем умирает, держа зажженную свечу в своей руке (см. Житие).
© 2003-2024 Казанский кафедральный собор г. Ачинск
Местная религиозная организация  Православный Приход Казанский собор  г. Ачинск Красноярской Епархии  Русской Православной Церкви  (Московский Патриархат)